В нашей стране вообще не любят тех, кто живет на другой стороне улицы. Причем чем сильнее различие, тем жарче страсти. Деление на своих и чужих – почти естественный образ мышления россиян. По крайней мере, мы к этому привыкли. Это связано, скорее всего, с устоявшимся менталитетом круговой поруки, общины, соборности, если угодно. Русский человек идентифицирует себя именно как часть некой группы, а уже затем – как личность. Из понятия "свои" логически следует и понятие "чужие". Последние, как правило, враги.
Наша страна, если верить кремлевским пиарщикам – осажденная крепость. Вокруг враги. Но и внутри тоже, причем самые хитрые и опасные. Поскольку крепости такого размера, как наша, никаких внешних недругов не хватит.
А где их искать-то, врагов? Как отличить от своих? Да вот же они. Черные, узкоглазые, картавые – понаехали тут, пьют нашу кровушку!
Что-то похожее я уже слышал. Так в 30-х годах отряхивалась от послевоенной разрухи Германия, так ковался комплекс немецкой исключительности. "Der Sturmer" можно сейчас найти только в спецархивах, зато у нас есть "Новый Петербург", "Русское Вече", "Дуэль" и другие патриотические органы. И в каждом из них можно найти ответ на вопрос о том, почему мы живем так плохо. Если, конечно, вы готовы отождествить себя с этими "мы".
После перестройки Россия снова стала открытой для иностранцев. В том числе и для тех, кто ценит по праву наше высшее образование. Кто даже готов остаться здесь работать и жить. То есть оживить нашу экономику, которой так не хватает трудоспособных налогоплательщиков. Добро пожаловать! Казалось бы.
Трудно представить себе участь незавиднее. Иностранные студенты уезжают домой в гробах или становятся инвалидами. Те, кому повезло, ведут довольно жалкое существование – сторонятся темных улиц, стараются ходить группами и вообще пореже выходить из общежитий и съемных квартир. Комендантский час в мирное время.
С 1999 года существует общественная организация "Африканское единство". Необходимость в ней связана с тем, что в северную Венецию устремилось большое количество людей с этого далекого континента, по большей частью – учиться. Проблемы у них оказываются общими – трудности социальной и культурной адаптации, незнание заковыристого законодательства и, в последнее время, вылазки молодых фашистов.
"За последнее время нападения на африканцев приобрели более жестокий характер, и это ярко выраженная тенденция" - говорит зампредседателя организации Дезире Дефо – "Есть районы, более опасные в смысле нападений, чем другие – Ленинский проспект, Калининский район, но нападения случаются и на Невском, где, казалось бы, охрана правопорядка находится на уровне выше среднего даже в темное время суток. Более опасны, как правило, спальные районы города. И, разумеется, под прицел расистов попадают студенческие общежития, около которых легко подкараулить иностранцев".
"Африканское единство" оказывает пострадавшим психологическую и юридическую помощь, нуждающимся оплачивает лечение. Их телефоны знают все без исключения африканские студенты – ведь они действительно стали для них последним оплотом, единственным источником поддержки.
Что же до оплота государственного, милиции, то от нее зачастую не стоит ждать адекватной реакции – по словам г-на Дефо, стажи порядка редко соглашаются даже написать протокол, ограничиваясь фразами вроде "сам в драку полез".
Впрочем, суды над фашистами все же проходят. И тут выяснилось, что иные из них способны действовать не хуже мафии: в июне 2004 года был застрелен ученый-этнограф Николай Гиренко, выступавший экспертом по уголовным делам, связанным с преступлениями на национальной почве. Ответственность за убийство взяла на себя т.н. "Русская республика", а ее "Верховный правитель" Владимир Попов даже дал интервью Агентству журналистских расследований.
Ситуация патовая: милиция ведет себя пассивно, суды не в состоянии защитить своих экспертов, иностранцев продолжают убивать. При таком раскладе принято говорить о здоровых силах общества, могущих воспрепятствовать торжеству коричневой чумы. Они все же есть. Причем очень разные.
Пожелавший остаться неизвестным участник панковской антифашистской группировки рассказал о том, как и почему он и его коллеги встали на путь организованной борьбы с неонацизмом: "Мы объединились для того, чтобы без опаски ходить на концерты и вместе давать отпор фашистам. Позже, когда движение стало более многочисленным и приобрело известность в определенных кругах, оно стало действовать совместно с анархистами, которые тоже против фашизма. Довольно много панков было привлечено из различных тусовок, но в последствии многие из них отошли от дел, т.к. выяснилось, что они не более чем тусовщики и активные и целенаправленные действия их не интересуют. Сейчас группировка существует уже 3 года, принимает участие в анархических акциях, организует неформальные концерты и другие культурные мероприятия, а также устраивает рейды против фашистов".
Фашисты, по его словам, это в основном обычная "гопота", выбирающая себе жертв по расовому признаку. Они даже не всегда внешне напоминает бон-хедов (так называют фашиствующих скинов, ибо есть и другие), хотя характерная атрибутика – куртки ("бомберы"), высокие ботинки ("гады") - продаются повсеместно. Большинство последовательных бойцов аккумулируются вокруг Юрия Беляева, основателя "Партии свободы" и издателя профашистской газеты "Наш народный наблюдатель". Кстати, ему принадлежит фраза по поводу убийства Гиренко – "антифашисты в Питере долго не живут".
К молодым людям, устраивающим нападения на фашистов, можно относиться неоднозначно. Однако в ситуации, когда ничто не может сдержать волну преступлений на расовой почве и погромщики чувствуют себя безнаказанно, их действия стоит расценивать и как адекватную последовательную самозащиту, и как глубоко альтруистичную позицию. Если даже на стенах писать нехорошо, все равно надпись "Смерть фашизму!" или просто замалеванная свастика – это хороший знак.