В ночь на 18 ноября "Мерседес" премьера Чечни Сергея Абрамова столкнулся с МАЗом на перекрестке подмосковных Можайского и 2-го Успенского шоссе. Тяжелый грузовик буквально протаранил лимузин Абрамова. Будь это обычный "мерс", выживших после такого столкновения в легковушке, скорее всего, не было бы. Премьера спасла броня спецлимузина, хотя травмы чиновника тяжелейшие: разрыв почки, повреждение печени. И к практической работе в качестве чеченского премьера Абрамов вернется еще не скоро, если вообще вернется.

Так что назначение первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова и.о. премьера выглядит естественным. Тем паче, де-факто ситуация не изменилась: как был Рамзан Кадыров реальным боссом чеченской администрации, так им и остался, превосходя по своему влиянию не только декоративного премьера, но и столь же номинального президента – Алу Алханова.

Декорации – декорациями, но некую роль Сергей Абрамов все же играл: надзирающего ока Москвы. Хотя практический толк от этого надзора лишь в том, что Абрамов, во-первых, знал, какие документы (финансовые, в первую очередь) проходят через аппарат правительства. И, во-вторых, ряд из них должен был визировать лично, потому что именно премьер формально держит руку на пульсе чеченского бюджета, а не Алханов или Кадыров. Разумеется, самые серьезные средства в Чечне по этим бумагам не проходят. Однако и то, что идет по формальным каналам, – тоже немалые деньги. Так что на время лечебной паузы Рамзан получает доступ ко вполне неплохому кранику. Это, разумеется, весьма приблизительная схема.

Дополнительную интригу аварии на Рублевке придает тот факт, что через неделю в Чечне проходят парламентские выборы. Естественно возникает вопрос: а не было ли выгодно кому-то убрать русского премьера Чечни накануне этих событий? При ближайшем рассмотрении версия эта кажется слабой: собственно во внутричеченском раскладе фигура Сергея Абрамова не значит ровным счетом ничего. Практически все места в местный "парламент" уже распределены и поделены без него ключевыми игроками – теми или иными влиятельными в Чечне фигурами, формально представляющими те или иные партии. Причем, в каком именно партийном списке значится тот или иной претендент на депутатский мандат, не значит ровным счетом ничего: о количестве выделяемых мест и о конкретных персоналиях договоренности достигнуты еще к концу сентября. И никакого бесконтрольного появления в парламенте неугодных власти персон быть в принципе не должно.

Причем Рамзан Кадыров, не пуская дело на самотек, проконтролировал даже списки, казалось бы, оппозиционной СПС, где значился экс-министр обороны масхадовской Ичкерии Магомед Хамбиев, обязанный семейству Кадыровых очень многим. Естественно, не мог Рамзан обойти своим вниманием и региональную "Единую Россию", отношение к которой он имеет достаточно формальное: хотя он и входит в политсовет, однако считается, что в чеченской ЕР балом правят люди клана Ямадаевых, а последние совершенно не питают к Рамзану никаких теплых чувств. Равно, как и у кадыровского клана традиционно не складываются теплые отношения с ямадаевцами – и это еще мягко сказано. Потому до поры и до времени считалось, что контролируемое семейством Ямадаевых "ЕдРо" займет ключевые места в парламенте. И таким образом в официальных местных властных структурах будет создан чуть ли не противовес слишком уж много на себя взявшим кадыровцам.

Однако все это оказалось теорией: Рамзан, появившись на партконференции ЕР, неожиданно для большинства чуть не самолично вычеркнул из первого варианта партийного списка председателя Госсовета республики Тауса Джабраилова. Причем внятных объяснений, с чего это вдруг Джабраилов стал неугоден Кадырову, не последовало. Местные наблюдатели предположили, что окружению Кадырова не понравилось, как Таус Джабраилов набирает слишком большой вес, по местным меркам, разумеется. Довольно пикантная история.

На первый взгляд, эти парламентские выборы мало что значат и никаких серьезных проблем не разрешат, и уж точно – не принесут мира. Однако на деле ставка очень высока: от того, люди каких кланов будут контролировать парламент, напрямую зависит политическая будущность Рамзана Кадырова. Потому что только парламент формально вправе внести такие поправки в местную конституцию, которые могут сделать Рамзана властителем с неограниченными полномочиями. Или не внести...

Дело в том, что согласно ныне действующему варианту чеченской конституции во главе республики стоит президент – причем избираемый всенародным голосованием. Это, разумеется, не слишком сильное препятствие для Рамзана, куда существеннее иное: в силу этой же конституции он еще много лет не может формально баллотироваться в президенты – возрастной ценз, молод еще... Только вот конституцию все одно придется менять: выборности глав регионов больше нет – их утверждает местная законодательная власть по представлению президента России. В этом-то и вся суть: чтобы все прошло гладко нужно и карманный парламент заполучить, и его же руками внести соответствующие правки в Конституцию. И тогда даже нынешний возраст Рамзана не препятствовал бы уже сосредоточению в его руках властных полномочий. А когда послушный парламент поправит все, как надо, столь же послушный Алу Алханов подаст в отставку, желательно, до 2007 года. И стоит ли гадать, кто будет затем предложен Кремлем в качестве кандидата? Причем всю эту чеченскую операцию сторонам желательно оформить до решения "Проблемы-2008"...

Так или иначе, собственно премьер, Абрамов, в этом раскладе мог играть для всех сторон роли сугубо второстепенные. И уже потому в качестве объекта для покушения малоинтересен. Хотя, конечно, в той игре всякое может быть. И все же версию покушения, не откидывая совсем, посчитаем маловероятной еще и по иному критерию: даже умелым спецслужбам довольно тяжело спланировать автокатастрофу.

Автокатастрофы традиционно считаются неинформированной общественностью чуть ли не коронным номером секретных ведомств. Однако на деле это один из самых трудоемких способов, при этом еще и не дающих стопроцентного результата. Одно дело, когда вдруг разбивается машина с искомым "объектом" – это-то как раз отработано: обработанные тормоза вдруг откажут на скорости или водитель внезапно скончается от действия спецпрепарата. И совершенно иное, когда сталкиваются две машины: крайне сложно и затратно так синхронизировать действия двух транспортных средств, чтобы добиться нужного эффекта. Не то, чтобы совсем невозможно, – можно же предположить, что некий водитель ожидает в засаде возле развязки, получая инструкции по рации или телефону, совершенно точно зная, что "объекту" засаду не миновать. Однако маловероятно, что такими возможностями в Москве обладают, скажем, люди Кадырова. Или, напротив, его оппоненты. Спецслужбы – те, в теории, обладают. Но им уж точно нет никакого явного резона сочинять такое приключение. Тем паче, есть Абрамов, нет Абрамова, в Чечне от этого не меняется ровным счетом ничего.

Владимир Воронов, обозреватель "Нового времени"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter