Очевидно, Кремль изо всех сил старается превратить экономику в арену зрелищ, чтобы компенсировать убогость политики. Но такая инверсия ему дивидендов тоже не приносит. Попытки развлечь общественность грандиозными сделками малоуспешны. На ее глазах рухнул широко разрекламированный план слияния российской "Северстали" со стальным гигантом "Акселор". И хотя беды-то в общем особенной для народа не случилось, но осадок неприятный остался, к тому же непосредственно связанный с именем Путина.

Хитом этой неделе стал слух об очередном слиянии, но на этот раз двух отечественных производителей алюминия "Русала" и СУАЛа. Оба входят в десятку мировых лидеров по производству алюминия и сплавов. Оба в своем составе имеют десятки крупнейших алюминиевых и глиноземных заводов в России, СНГ и даже на дальнем зарубежье. В общей сложности на предприятиях этих компаний работает более 100 000 человек. Они производят более 10% алюминия в мире, а также разнообразную продукцию из него. Тем не менее, в структуре российского экспорта преобладает все же алюминиевое сырье. "Русал" возглавляет Олег Дерипаска, а СУАЛ – не безызвестный Виктор Вексельберг.

Слух подхватили многие СМИ, в том числе и не относящиеся к разряду околокремлевских. Тон информации в целом бравурный. И радости, что все так складно и здорово получается, довольно много. Почему бы "Русалу", обеспеченному собственным сырьем примерно на 70 % и вынужденному обзаводится сырьевыми активами на Украине, Гвинее, Гайане, Австралии, не объединиться с СУАЛом, у которого избыток сырья, зато наблюдается нехватка перерабатывающих мощностей? После слияния "Русал" сможет заняться переработкой сырья партнера. И появление нового монополиста никого особо не волнует. Дескать, есть же государственный, так можно приплодить еще и частного. И по поводу Федеральной антимонопольной службы большинство уверено, что это слияние она одобрит. Ведь тогда мы сможем стать "ого-го" и показать Западу, если не "кузькину мать", то что-то вроде того: померимся у кого галифе "ширше".

И хотя весь этот "ребячий визг" вроде как самим компаниям не нужен. Все эти слухи они не подтверждают, но официально и не опровергают. Делают свое дело потихоньку, решая свои проблемы как самостоятельно, так и сообща. И находят общие точки пересечения интересов. Так "Русал" совместно с СУАЛом создали "Коми-Алюминий", которая ведет объект по строительству бокситно-глиноземного комплекса в республике Коми стоимостью около 2 миллиардов долларов. Кроме того, компании на пару планируют инвестировать средства в строительство АЭС на западе страны. Но эти совместные проекты почему-то остаются за рамками предполагаемого слияния.

Некоторые эксперты вообще не видят особых экономически обоснованных выгод от объединения этих двух компаний и полагают, что оно может быть "спущено сверху". Во-первых, у нынешнего хозяина Кремля похоже склонность к гигантомании. Во-вторых, у Путина чекистская привычка все держать под контролем. "ЮКОС" был уничтожен из-за опасения, что государство потеряет контроль над нефтью.

Но в бизнесе простое сложение, может дать обратный экономический эффект. Поглощение "Газпромом" еще и нефтяных юкосовских активов снизило его эффективность. Но, возможно, это не волнует Кремль. И аналогичная схема положена в основе создания очередного российского монополиста, которого власть постарается держать с помощью различных приводных ремней на поводке.

Тем более предпринимателей давно подозревают в "лжепатриотизме". Дерипаска считают одним из наиболее уязвимых бизнесменов России, на которого может пасть немилость Кремля. В том, что Дерипаска приобрел недвижимость в Англии усматривают намерение поменять российскую прописку на английское гражданство.

И СУАЛ не без греха, его совладельцем является американский гражданин Леонард Блаватник. Таким образом, преследуя тактические цели, Кремль может вновь допустить стратегический просчет. Слияние "Русала" и СУАЛа не укрепит позиций российских производителей на мировом рынке. Все государства по мере сил и возможностей борются с монополизмом, предусматривая меры вплоть до принудительного расчленения. Шантаж, разговор с позиции силы настроит против России все мировое сообщество.

Впрочем, не преувеличиваем ли мы демонизм путинской власти? Слухи – это неотъемлемый элемент спекуляции, игры на повышение акций, которую недавно так бездарно проиграл Мордашов. Бизнес никогда не прощает тех, кто соображения престижа ставит выше экономических расчетов. Возможно, что его коллеги окажутся умнее. В частности для СУАЛа гораздо перспективнее иметь стратегическим партнером концерн Alkoa – мирового лидера по производству алюминия для авиационной промышленности. Этот альянс действительно выгоден России, если только держаться курса избавления от сырьевой зависимости, развития высокотехнологичного производства, а именно, авиастроения и снижения цен, за счет усиления конкуренции.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter