Путинская властная вертикаль прошла за шесть с половиной лет путь, на который у советской власти потребовалось семь десятилетий. В середине второго президентского срока система управления государством начала разваливаться сама по себе, без каких-либо внешних причин. Доходы от продажи нефти растут, стабилизационный фонд, куда они поступают, пухнет день ото дня. Но, тем не менее, все разрекламированные национальные проекты, которые должны были привести к качественному улучшению ситуации в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем и сельском хозяйстве, очевидно буксуют.

Дмитрий Медведев, на которого президент возложил ответственность за реализацию этих проектов, только тем и занят, что прилюдно отчитывает чиновников разного ранга. Но никакого результата это все равно не дает. Военный бюджет ежегодно растет на одну треть, а армия продолжает разлагаться. Дедовщина, дезертирство, коррупция, массовый исход младших офицеров не уменьшаются, а нарастают. При этом власть оказывается совершенно неспособной выполнять свои прямые обязанности. Например, защитить граждан. Что и продемонстрировали недавние события в карельской Кандапоге. На этом фоне в путинском окружении началась откровенная грызня. Только что от исполнения обязанностей были отстранены два десятка высших чиновников таможни, администрации президента, аппарата кабинета министров и даже святая святых этого государства ФСБ. Пресса сообщает, что возможна отставка директора ФСБ Николая Патрушева. Более того, утверждают, что произошло это после того, как на имя президента поступила докладная от главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, еще одного выходца из КГБ. Печать просто переполнена многочисленными «сливами» и «утечками» с самого верха вертикали. А ведь еще недавно отечественные администраторы так гордились своей способностью не выносить сор из Кремля, решать конфликты тихо, без публичного оглашения. Причина происходящего очевидна. Вся система, построенная в России, может быть хоть сколько-нибудь работоспособной (эффективной она не была никогда) при наличии постоянного и неизменного главного администратора всея Руси – президента, наделенного полномочиями самодержца.

А сегодня этот стержень, того гляди, вовсе вылетит из вертикали. Путин настаивает на своем намерении покинуть Кремль в 2008 году. И при этом не торопится назвать преемника. И с точки зрения собственной пользы действует совершенно правильно. Опыт короля Лира, поделившегося с дочерьми тем, что в сегодняшней России именуется административным ресурсом и властными полномочиями, для нынешней ситуации более чем актуален. Но для авторитарной власти оказалось губительно даже определить срок передачи власти. Обитатели всех этажей этой вавилонской вертикали заняты сейчас только одним – обеспечением собственного выживания после 2008 года. Ни один проект и не будет работать, потому что главная задача чиновника сегодня – это слямзить как можно больше и запрятать как можно дальше.

Только надвигающимся кризисом существующей системы госуправления и можно объяснить намерение части путинских сподвижников создать вторую партию власти, объединив "Родину", Партию пенсионеров и Партию жизни. Путин не только принял руководителей каждой из партий, но даже письменно одобрил использование своего изображения на агитационных материалах Партии жизни. Понятно, что это искусственное объединение без внятной программы появилось в результате борьбы кремлевских кланов. В пылу борьбы создатели новой политической силы, очевидно, не дали себе труда задуматься над тем, что их "управляемая", "суверенная", а на самом деле декоративная демократия не может существовать при наличии сразу двух "партий власти", каждая из которых получила высочайшее одобрение.

Ведь декоративная демократия в отличие от реальной лишь имитирует возможность выбора. В рамках такой системы избиратель послушно отдает свой голос той партии, на которую укажет верховный правитель. На эту единственную политическую силу работают и губернаторы, и средства массовой пропаганды. Как только президент позволяет выбирать из "партий власти", система очевидным образом распадается. Губернаторы не знают, для поддержки какой из двух партий расходовать административный ресурс. Мастера телепропаганды не могут решить, какого из лидеров представлять радетелем за народное благо. Да и избиратель, которого заставляют выбирать, обречен вслушиваться в то, что произносят представители каждой из партий. И в какой-то момент он может убедиться в бессмысленности обеих.

Повторю, я ни минуты не сомневаюсь: те, кто спешно лепит вторую партию власти, заняты исключительно собственным выживанием и вовсе не думают о том, что они рушат систему. Тем не менее властную вертикаль рушат сегодня ее творцы. В этих условиях задача объединенной оппозиции – найти способ донести до наших сограждан мысль о том, что эта система в принципе нежизнеспособна и должна быть устранена. Пока она не раздавила страну.

Опубликовано также в газете "Объединенный гражданский фронт"

Александр Гольц

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter