25 октября на Пушкинской площади в Москве прошел пикет в поддержку политзаключенных, организованный по инициативе Комитета антивоенных действий. В акции, собравшей около сорока человек, приняли участие активисты Объединенного гражданского фронта, движения "За права человека", Антивоенного клуба, Демократического союза.

Ровно три года назад в аэропорту Новосибирска арестовали Михаила Ходорковского. Громкий судебный процесс по делу главы ЮКОСа, приговоренного к восьми годам лишения свободы, стал знаковым в отношениях государства и общества. Если до этого процесса можно было лишь прогнозировать установление авторитарного режима в России, то после него стало ясно: авторитарный режим уже установлен.

Вот мнение некоторых участников этого пикета:
– Совершая противоправные действия по отношению к Ходорковскому, государство показывает, что считает себя вправе полностью распоряжаться судьбой каждого. Ведь если настолько финансово состоятельный человек не смог защитить себя и свою собственность, то остальным остается только прятаться по щелям. Арест Ходорковского – это, помимо прочего, прямой удар по экономике страны (ЮКОС своими налогами обеспечивал 5% бюджета) и по гражданскому обществу.
– Я хожу на эти митинги в основном для очистки совести, что мы можем сделать еще? У меня нет особенных надежд, связанных с выборами, и выходить на пикеты – единственный возможный способ борьбы.
– Три года назад, когда его арестовали, я сразу приехал к Басманному суду. Человек, который учредил «Открытую Россию», лицей для детей-сирот, спонсировал театры, нужен стране на свободе. А он сидит в тюрьме и шьет рукавицы, и там над ним еще издеваются!
– Я бывший сотрудник ЮКОСА. Я работал в этом предприятии еще до прихода Ходорковского и имел возможность оценить его талант руководителя, наблюдая за изменениями на предприятии. Он наладил дисциплину без всяких репрессий, никого не увольняя. Провел модернизацию оборудования компании, которая до этого «сидела на счетах». Я имел непосредственную возможность оценить его полезность обществу и я возмущен несправедливостью государства по отношению к этому человеку.
– У нас произвол власти, и суд над Ходорковским – лишь частный случай этого глобального произвола. Возмущение этим положением вещей и привело меня на пикет.
– Мы помним о наших политзаключенных, мы желаем всем политзекам скорейшего освобождения.

Разумеется, пикет не обошелся без присутствия хамоватых, рослых, хорошо одетых молодых людей – провокаторов из "Наших", которые пытались спорить с участниками пикета о деле Ходорковского. Сколько-нибудь убедительных аргументов у них не нашлось. Как, впрочем, не было их во время суда и у наставников "нашистов". Власть в России свои решения аргументировать нужным не считает.

Нас репрессировали еще раз!
В Кирове прошла акция памяти жертв политических репрессий.
Около ста пятидесяти человек собрались возле памятного Креста на Петелинском кладбище Кирова. На этом месте в тридцатые годы прошлого века были расстреляны тысячи человек.
– Мои родители из Харьковской области – из 500 дворов в нашей деревне 200 было раскулачено. Всех с детьми вывезли в тайгу, в лагпункт, почти все там, на болоте, и померли, – рассказал сын "врага народа" семидесятилетний Иван Ребрун. – У нас в семье тринадцать человек раскулачили, выслали. Я один живой остался. Реабилитированных в Кировской области осталось совсем немного – чуть более двух тысяч. Почти все это больные и нищие старики.
Печально знаменитый 122-й закон отобрал у этих несчастных даже те немногие льготы, что у них были. А монетизацию возложил на региональный бюджет, в котором денег для репрессированных не предусмотрено. Областные чиновники не спешат оказать помощь пострадавшим от советской власти, а вот пиар-акциями на могилах не брезгуют. В этот раз на памятный митинг пришли представители "Единой России" и "Молодой гвардии". Однако далеко не все репрессированные восприняли положительно такой визит.
– Очень много сладких речей! – сказала член правления общества жертв политических репрессий Тамара Костышева. – И очень мало правды услышала я от вас, дорогое начальство! Почти все из нас, кто стоит здесь, – это инвалиды. Потому что мы работали с 12 лет! А сейчас 92 рубля нам дали – это компенсация?! И еще говорят, что о нас заботятся?! Да мы лишние люди в этом государстве, нас словно репрессировали еще раз!

Участники митинга на Петелинском кладбище приняли обращение к правительству Кировской области и Законодательному собранию с требованием вернуть репрессированным право на бесплатный проезд, 50-процентную оплату лекарств и другие фактически отобранные у них льготы.

Екатерина Лушникова, Киров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter