Основной новостью минувшей недели стало ожидаемое провозглашение независимости Косово и последующий "парад признаний" этого нового европейского государства. Эту новость обсуждали авторы и гости почти всех постоянных передач и ток-шоу. Другое дело, что тон и настрой этих обсуждений на российском телевидении оказался удручающе предсказуем. Собственно, обсуждения никакого и не получилось. Бедные зрители вынуждены были каждый вечер выслушивать несколько похожих друг на друга монологов, авторы которых обличали коварство Запада, и прежде всего американского империализма.

Надо сразу же оговориться – косовский вопрос в самом деле не столь прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что поспешное признание независимости Косово не стало лучшим политическим решением международного сообщества. Но и позицию России, не желающей признавать сложившиеся на континенте реалии, тоже нельзя назвать конструктивной. Однако на отечественном телевидении и речи не шло о критике этой позиции. Критиковали только "проклятый Запад", да так, что порой становилось стыдно за коллег.

Справедливости ради надо отметить, что список этих "коллег" оказался невелик и ограничился несколькими знакомыми именами наиболее непримиримых представителей так называемого "патриотического лагеря". Из студии в студию кочевали одни и те же лица – Михаил Леонтьев, Сергей Кургинян, Александр Дугин, Владимир Мединский, Константин Затулин.

В четверг косовский кризис обсуждали сразу в двух, стоящих "встык" программах – "К барьеру! " (НТВ) и "Судите сами" (Первый канал). В первой передаче сошлись в схватке уже упомянутый специалист по проблемам СНГ Константин Затулин и работающий в США русский историк и политолог Николай Злобин. К сожалению, господин Злобин показал себя неважным полемистом. Видимо, на берегах Потомака он успел отвыкнуть от советского хамства, а также от того, что ведущий программы может откровенно и грубо принять сторону одного из гостей. Ибо именно так поступил господин Соловьев в свойственной ему простецки-хамоватой манере. Он сразу дал понять гостю, что ему не нравится ни сам гость, ни его позиция. После чего вместе с Затулиным дружно набросился на ничего не подозревающего Злобина.

Константин Затулин, как и следовало ожидать, не утруждал себя убедительной аргументацией. Политик, претендующий на роль государственного деятеля, заявил, что в отличие от руководства страны, он никогда не признавал территориальной целостности ни Грузии, ни Молдавии, ни особенно (по словам самого Затулина) Азербайджана. После чего он предложил оставить в покое "добрую память" о покойном Слободане Милошевиче. Поскольку, по утверждению Затулина, никто так и не доказал фактов насилия в Косово со стороны сербов. Следовательно, дескать, нечего и ворошить далекое прошлое.

Арбитры поединка сочли такие заявления, мягко говоря, странными для официального лица. Тем не менее, зрители подавляющим большинством отдали предпочтение именно Затулину.

Максим Шевченко пригласил в программу "Судите сами" других знаковых персонажей – Виталия Третьякова, Сергея Кургиняна и Елену Гуськову. Правда, тема передачи здесь формулировалась более замысловато. Гости и участники должны были ответить на вопрос – приведет ли косовский кризис к гибели ООН?

Вновь приходится с сожалением отмечать, что для доказательства сомнительных тезисов государственное телевидение все чаще прибегает к помощи откровенных маргиналов. Так, Сергей Кургинян, успевший, кстати, в этот день "засветиться" на "Эхе Москвы" и на RTVI, начал орать на своих оппонентов, с первых же слов, видимо, заменяя отсутствующего Леонтьева.

Кургинян перешел в своем выступление нравственную черту, к которой до сих пор не решались приближаться даже самые упертые глашатаи режима. Он накричал в эфире на женщину и оскорбил ее. В ответ за замечание известного историка Татьяны Пархалиной и ее требование вести себя повежливее, он в грубой форме посоветовал ей замолчать и отбросить вежливый тон, поскольку о трагедиях, подобных косовской, по его мнению, надо кричать, не выбирая выражений. Кургинян язвительно заметил, что теперь его, наверное, будут просить говорить повежливее о преступлениях гитлеровского режима. Подводя итог своей истерике, Сергей Кургинян, свирепо вращая глазами, сказал, что "волк уже вышел на тропу". Под волком, очевидно, подразумевался тот же Запад, или даже конкретно Соединенные Штаты Америки.

Максим Шевченко по обыкновению даже не пытался остановить зарвавшегося хама. В своей "прощалке" он фактически поддержал его, когда сказал, что сегодня "в отношениях с Западом нужно быть сильным".

Эта же мысль отчетливо прозвучала в новой программе "Три угла" (Рен-ТВ). В принципе, идея программы мне представляется интересной. Авторы заявили, что собираются предложить зрителям для обсуждения три различных мнения для того, чтобы к концу передачи оппоненты нашли "точки соприкосновения" своих позиций.

Но благое пожелание было изначально потоплено в сиропе прокремлевского энтузиазма ведущего программы адвоката Павла Астахова. С первых же минут стало ясно, что его цель – не найти пресловутые "точки соприкосновения", а напротив, убедить оппонентов встать на точку зрения "Единой России". Задаче соответствовала и тема программы. Зрителей спросили – кто и почему боится сильной России? О том, что, может быть, никто России не боится, речи не шло. Подразумевалось, что Россию должны бояться.

В результате все три гостя оказались в заведомо неравных позициях. Никита Белых, в основном, скромно помалкивал. Это наводило на грустные размышления о том, что лидер СПС таким образом просто "отрабатывает" сам факт своего приглашения в федеральный эфир.

"Рабочий" Василий Шандыбин сетовал, что Россию боятся гораздо меньше стран, чем следовало. В частности, по мнению Шандыбина, Россию, к сожалению, не боятся ни Иран, ни Афганистан, ни Китай. Хотя мне, скажем, решительно непонятно какая будет польза России от того, что ее станет "бояться" тот же Афганистан?

Наконец, неизменный "серый кардинал" идеологического фронта "Единой России" Владимир Мединский изрекал как обычно гладкие, словно речные камушки, "вечные истины". Ни о каком споре с ним, понятно, речи и быть не могло.

На мой взгляд, первый выпуск программы показал ее творческую убогость и вторичность. Получился, по сути, бледный клон программ "Судите сами" и "К барьеру! ". Я не говорю уже об односторонней направленности передачи и ангажированности в трактовке текущих событий.

В этой связи все чаще приходишь к выводу, что сегодня приличным людям нечего делать на нашем телевидении даже в качестве гостей. Эту мысль неожиданно подтвердил главный редактор "Московской правды" Шод Муладжанов в эфире программы "Особое мнение" ("Эхо Москвы" - RTVI). Его слова особенно ценны хотя бы потому, что в силу своего статуса господин Муладжанов вынужден, в основном, поддерживать официальную точку зрения и быть очень осторожным в личных оценках. Но, видимо, и у него наболело.

Шод Муладжанов сказал, что за последние несколько лет наше телевидение превратилось в "единую фабрику по производству бездарей, пошлятины и сериалов, которые все как один похожи друг на друга, и в которых одни и те же актеры играют одни и те же надуманные образы". Журналист отметил, что с некоторых пор сам не участвует в ток-шоу. Прежде всего потому, что почти все они идут в записи, и редакторы имеют возможность обкорнать речь гостя так, что потом сам выступающий не узнает своих слов. А вырванные из контекста слова могут абсолютно изменить авторскую позицию. Муладжанов возможно резковато, но искренне заявил, что не желает быть шутом в иллюзорном телевизионном мирке.

Впрочем, это было всего лишь "особое мнение" одного честного журналиста. Тем более, что, похоже, кандидаты на должность шутов готовы выстраиваться в очередь.

Шоу в королевстве кривых зеркал продолжается.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter