В преддверии нового учебного года на сайте Северо-Восточного окружного учебно-методического центра были опубликованы рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме "Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила". Пособие подготовлено самим Департаментом при участии коллектива авторов Московского института открытого образования (МИОО) под руководством заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, профессора МИОО С. И. Козленко.

Открывается пособие цитатами из Путина и Лужкова. "Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий", — эти слова принадлежат нынешнему премьеру. Лужкову, соответственно, принадлежит следующая фраза: "Мы исходим из того, что необходимо использовать богатство всех культур для обеспечения постоянного мира и согласия между представителями всех народов — жителей столицы. Без межнационального и межконфессионального мира не может быть раскрыт потенциал государства, решены стоящие перед ним задачи". Спору нет, правильные слова. Наши говорящие головы время от времени озвучивают правильные мысли. Но почему в рекомендациях по проведению первого, вводного урока приводятся цитаты именно премьер-министра и мэра Москвы? Кроме того, эти слова предлагается использовать в качестве эпиграфа к первому уроку!

Дети, может, и не поймут, зато люди среднего и старшего поколения живо узнают в цитировании на первой странице методического пособия форму признания высших идеологических авторитетов "на данном историческом этапе развития общества". Так, во времена сталинского тоталитаризма всевозможные учебные и научные издания начинались актуальными цитатами из "вождя народов". Когда же Сталин был не у руля, роль основного идеологического авторитета играл Ленин. Цитирование ленинских сочинений было обязательным для всех авторов, независимо от того, пишешь ты об истории Отечества или о проблемах кролиководства в Киргизской ССР. Цитаты из современных авторам руководителей государства также присутствовали во всевозможных введениях.

Сегодня, по мысли коллектива авторов МИОО и Департамента образования, нашими вождями являются Путин и Лужков. Господин Козленко со товарищи возрождают авторитарную практику ориентации на слово высших начальников, а Департамент образования эту практику легализует.

Формальным возрождением авторитарных практик в преподавании гуманитарных наук пособие не ограничивается. В пособии в лучших традициях кондового "интернационализма" СССР и идеологии мобилизационного общества ярким примером единения москвичей различного этнического происхождения в условиях угрозы внешнего вторжения названа Московская битва 1941-1942 годов. Не опыт повседневного мирного сосуществования народов, а ситуация мобилизации общества. В книге неоднократно перечисляется национальный состав героев СССР Второй мировой войны. Хотя факты проявленного героизма не имеют прямого отношения к межнациональному диалогу в обществе. Такие методические установки полностью соответствуют насаждаемой нам на протяжении последних лет нынешней властью идеологии, согласно которой Россия должна восприниматься как "осажденная крепость".

Не отрицая важности приведенных в пособии примеров мирного проживания в столице различных национальных меньшинств в прошлом, надо сказать, что в целом методическое пособие ориентируется не на поиск реальных механизмов и технологий установления межнационального диалога. Массив доказательств сводится к исторической справке: какие были национальные меньшинства в Москве, когда и где проживали, какие части города, улицы получили свое название благодаря проживающим там народностям.

Но главный вопрос: почему урок толерантности только один? Во все остальные дни учебного года толерантность в российских школах не нужна? Или в Департаменте образования думают, что за один урок можно объяснить значение данного слова и привить толерантность всем школьникам от мала до велика?

Один урок толерантности в год — позиция страуса, который в случае опасности зарывает голову в песок. Среди столичной молодежи распространены даже не националистические, а расистские взгляды на культуру других национальностей, представителей различных религиозных конфессий. Это подтверждается тем, каким образом выбираются жертвы для ситуационных (заранее не подготовленных) избиений. Избивают людей, не обладающих некой мифологической "славянской внешностью". Это чистый расизм, с проявлениями которого школе надо бороться в первую очередь.

Опыт всех многонациональных стран, которые боролись с проявлениями расизма и ксенофобии, свидетельствует о необходимости постоянной просветительской работы. А с одним уроком в год — вперед, товарищи, в светлое расистское будущее. И Путин с Лужковым нам путь озарят со страниц методического пособия.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter