Выход Узбекистана из ОДКБ не стал неожиданностью для экспертов, но серьезно озадачил руководство остальных стран — членов этой организации.

Сегодня такой шаг Узбекистана часто рассматривают в контексте противостояния России и США на территории постсоветской Центральной Азии. Политика стран Центральноазиатского региона характеризуется так называемой многовекторностью, что в действительности подразумевает желание усидеть на нескольких стульях сразу. В данном случае таких стульев у государств пять: собственные интересы, интересы России, США, Китая, а также внутренний "эквилибриум" в регионе.

Балансирование между большими игроками, определяющими его геополитическую конфигурацию, принято понимать буквально: Узбекистан перешел на сторону США и НАТО, России нанесено очередное поражение в Центральной Азии.

Что касается внутренних причин выхода Узбекистана из ОДКБ, то тут дело обстоит иначе. В числе возможных причин данного жеста эксперты называют как грядущий уход сил коалиции из Афганистана, так и недовольство работой самой ОДКБ.

Узбекистан на протяжении нескольких лет демонстрировал недовольство действиями Организации договора коллективной безопасности и, когда это стало возможно, самоустранился, то есть перестал участвовать в тех голосованиях и ратифицировать те соглашения, которые его не устраивали. Важно понимать, что для Узбекистана безопасность в регионе — одна из ключевых целей, поскольку ее отсутствие представляет прямую угрозу для режима Каримова.

ОДКБ, как заметил эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко, организация, которая декларирует. Это не организация действия. Можно вспомнить хотя бы ошские события 2010 года, чтобы понять, почему Узбекистан никогда особо и не рассчитывал на ОДКБ. Очевидно, что в критических ситуациях организация бесполезна.

Возникает логичный вопрос, зачем нужно такое членство. В 2006 году, когда Узбекистан вновь присоединился к ОДКБ, решение руководства страны было продиктовано немилостью США после андижанских событий. Если сегодня Ташкент почувствовал себя достаточно самостоятельным, чтобы покинуть ОДКБ, то это означает, что на данный момент все, что руководство Узбекистана хотело получить от этой организации в целом и от России в частности, оно уже получило.

Для тех, во всех провалах российской политики в ЦАР винит США, хочется особо подчеркнуть, что "демарш" Узбекистана — это логичный, определенный региональной конъюнктурой ход.

Во-первых, в Ташкенте переживают по поводу грядущего, хоть и не такого скорого, вывода войск из Афганистана, и понятно, почему. Узбекским властям не нужен ни рост наркотрафика, ни, тем более, дестабилизация режима, которой он больше всего и боится. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сомневаться в том, что Хамид Карзай построит какой-то новый, совсем другой Афганистан. Скорее всего, все останется по-прежнему, а значит, угроза стабильности всей центральной Азии будет расти. В этой ситуации членство в ОДКБ, которая и так не гарантирует никакой защиты, может только усугубить положение, если Узбекистану понадобится просить помощи у Альянса.

Узбекистан не рассматривает Россию в качестве защитника от экстремизма, и именно в этом, а не в самом демарше Узбекистана заключается провал российской политики в ЦАР.

В западных политологических кругах появилась шутка о том, что Россия и США уже были в Афганистане, теперь очередь Китая. Его представители, правда, не смеются и говорят, что Китай подобных действий предпринимать не собирается. Понимая, что Китай больше интересует экономическое взаимодействие, а не стабильность режимов, руководство Узбекистана делает ставку на США.

Во-вторых, не стоит забывать о том, что Центральная Азия — регион чисто умозрительный, на деле центростремительных тенденций там чуть ли не больше, чем попыток консолидации, и одна из основных причин — конкуренция между государствами. Узбекистан хочет быть лидером на территории постсоветской Центральной Азии и активно борется за это звание с Казахстаном. А тут Россия, которая всячески старается показать миру, что она все еще сильный игрок в регионе. Что можно понять, потому что как только Россия перестанет кричать об этом на всех углах, ее начнут выдавливать из ЦАР с тройной силой. В такой ситуации

Узбекистану выгодно покинуть ОДКБ, чтобы это оценили как выход из-под российского влияния. Для имиджа "лидера региона" это принесет больше пользы, кроме того, развяжет руки Ташкенту в некоторых спорах с соседями.

Приостановление членства Узбекистана в ОДКБ — это, конечно, удар по организации. Во многом потому, что Узбекистан имеет лучшую армию среди постсоветских стран Центральной Азии. Конечно, вряд ли ОДКБ смогла бы найти этой армии применение в критической ситуации, но теперь у нее не будет даже такого шанса. Что касается провала российской политики в ЦАР, то он не сводится к неспособности удержать Узбекистан в сфере своего влияния. Ошибки, совершаемые Россией на этом пространстве, системны, однако Москва продолжает отстаивать идею "все мы братья-евразийцы" и бороться с попытками государств ЦАР заработать как можно больше денег за демонстрацию своей лояльности всему миру.

Мария Меркулова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter