Оказывается, штаб-квартира деда Хасана — это та самая усадьба на Поварской, 52/55, где раньше помещался Союз писателей СССР. Причем снайпер засел на чердаке дома на углу Поварской и Новинского бульвара — в том самом подъезде, где жил Сергей Владимирович Михалков. Дед Хасан, обливаясь кровью, упал на снег в круглом дворике Союза писателей, через которое пешочком, идя к начальству или пьянствовать в буфет, прошла вся русская литература.
Когда-то это была усадьба князей Долгоруковых. В середине XIX века ее купил перешедший в российское подданство французский барон Боде, и у него в доме жила вдова А. С. Грибоедова Н. А. Чавчавадзе и ее сестра, правительница Мегрелии Е. А. Чавчавадзе. В придомовой церкви И. С. Аксаков венчался с А. Ф. Тютчевой.
Существует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", здесь Наташа Ростова танцевала на своем первом балу. На дочери барона Боде женился художник Ф.Соллогуб, поэтому вплоть до революции усадьбу называли "усадьбой Соллогуба".
Сразу же после революции в имении расположилась ВЧК, но вскоре чекистам стало там тесно и они в марте 1918 года переехали на Лубянку. После отъезда ВЧК в усадьбе стал жить А. В. Луначарский с семьей. Через два года Луначарский переехал жить в Кремль, а в освободившихся помещениях расположился Высший литературно-художественный институт во главе с В. Я. Брюсовым.
С тех пор писатели не покидали это место вплоть до конца века. Здесь хоронили Булгакова. Здесь исключали Пастернака. И так далее. Когда Союз писателей после путча раскололся, усадьбу на Поварской отбило себе так называемое "Международное сообщество писательских союзов", единственной задачей которого было распродать это имущество по частям.
Так, постепенно, в результате череды сделок, хозяином тут стал дед Хасан. 25 лет назад мы с Татьяной Толстой сняли в этой усадьбе смелую перестроечную передачу про тогдашний Союз писателей. Ее показало питерское "Пятое колесо". Разумеется, нам и в страшном сне не могла присниться дальнейшая судьба этого дома.
! Орфография и стилистика автора сохранены