Публикуют опросы Левада-центра об отделении Чечни. Я не имею оснований не доверять Левада-центру, да и опыт общения говорит, что результаты вполне правдоподобны. Сам я сторонник самоопределения народов и был против и первой и второй чеченских войн. Но, понимая и разделяя, большей частью, мотивы сторонников отделения Чечни, я считаю, что ситуация сложнее. И дело совсем не в пролитой крови — пролитая кровь не может никого обязывать творить зло. Просто большинство голосующих за отделение Чечни высказывают эмоциональное мнение. Если же подойти к ситуации рационально, то есть два фактора, которые такое отделение затрудняют.

Первый — моральный. Как французы, покидая Алжир, мы, покидая Чечню, должны будем забрать с собою всех, кто захочет, всех коллаборационистов, всех кого мы (точнее, те, кто действовал от нашего имени) "приручили".

А второй — прагматический. Оставленная Россией Чечня неизбежно превратится в очаг нестабильности, криминала и терроризма. Ну, примерно как и было между войнами. Как минимум, это значит, что придется иметь "фронтир" — постоянную горячую границу, стены, рвы, минные поля, которые надо будет охранять огромной армией. И солдат этой армии постоянно будут убивать.

Проблема эта не абсолютная. Если, в отличие от политики между войнами, российское государство будет стараться поддержать здоровые силы и стабильность в Чечне, возможно, это будет эффективно. Но не абсолютно. Да и вряд ли российское государство будет действовать полностью позитивно. Фактически мы будем иметь на своей южной границе аналог Палестинского государства для Израиля. И шанс, что вскоре общество потребует новой войны, а политики с радостью реализуют этот запрос в своих интересах, весьма велик. А тогда зачем городить огород?

Но, повторюсь, я это не к тому, что надо оставить все как есть. Точно не надо. Просто простые решения совсем не так просты, и стоит трижды просчитать их последствия прежде, чем действовать.

Сергей Давидис

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены