Неприятная история случилась с очередным художником. Константин Алтунин, молодой художник из Архангельска, выставил свои работы в частном Музее власти, открывшемся в Санкт-Петербурге. Спустя всего две недели, 28 августа, полицейские вместе с депутатом местного законодательного собрания Виталием Милоновым изъяли из музея четыре работы Константина для проверки на экстремизм. Музей власти опечатали. А художник на следующий день спешно уехал из России, не имея ничего: ни приглашения, ни денег, ни влиятельных знакомых за рубежом. На днях он обратился к французским властям с просьбой о политическом убежище.

Лично я считаю, что Алтунин поступил правильно. Здесь его могут арестовать, как участниц Pussy Riot, или покалечить до смерти, как журналиста Бекетова, задевшего интересы бывшего мэра подмосковных Химок. Алтунин же задел не мэра, а ни больше ни меньше Путина, Медведева, патриарха Кирилла и двух депутатов. В общем, художник, видимо, что-то почувствовал и потому, оставив в Архангельске на время жену и ребенка, бежал "в чем был" в Париж.

Моя оценка и трактовка произошедшего с Алтуниным и Музеем власти следующая. Сразу предупреждаю, что с этим мнением, возможно, не согласятся сам художник, члены его семьи, его коллеги, учредители и руководители Музея власти. Я считаю, что все четыре изъятые работы Алтунина написаны в жанре политической карикатуры и не щадящей чувства противника политической сатиры. Как писали в старинных книгах, рукой художника водило, я предполагаю, желание рассчитаться с лицами, узурпировавшими государственную и духовную власть в нашей стране и их "подголосками", выразить свое отношение к этим господам, свое неприятие их. Короче говоря, "пепел Клааса" стучит в сердце этому художнику (лучшего образного выражения, хотя оно и затерто, я в русской речи для выражения этого сильного чувства не нашел).

Политическая сатира, не самый распространенный жанр искусства, рождается и существует, я думаю, только в условиях горячей и холодной войны, а не в условиях мира.

В России же, по-моему, давно идет холодная гражданская война, развязанная и ведущаяся президентом Путиным и его правительством против образованной части населения:

инженеров, военных, ученых, преподавателей вузов, бывших крестьян (колхозников), рабочих и т. д. На совести Путина, Медведева и их министров вторая война в Чечне и война в Грузии, фальсификация последних выборов в Госдуму, разрушение правительством в "плановом" порядке авиационной промышленности и геологической службы (это только один из примеров), жалкое положение науки и коррупция в "Оборонсервисе", переход к преимущественно платному образованию в вузах, ежегодный рост тарифов ЖКХ, курс государства на платную медицину за счет бесплатной, все увеличивающаяся пропасть между материальным положением высшего чиновничества, владельцев "заводов, газет, пароходов" и большей части населения, распродажа невосполнимых природных ресурсов и использование Церкви в политических целях. Перечислять можно долго.

Политическая карикатура и сатира художника Алтунина того же накала, что карикатуры известных советских художников Кукрыниксов и Ефимова времен холодной войны, печатавшиеся во всех газетах, но только без присущего им человеконенавистничества.

Я имею в виду карикатуры Кукрыниксов и Ефимова на Дядю Сэма, на "поджигателей войны" или одно время на Иосипа Броз Тито.

В общем, художник Алтунин в своих картинах, в том числе изъятых из Музея власти, выразил то, что хотел, не думая о последствиях для себя, как вообще нередко поступают художники. Точно так же не думали о последствиях для себя и Pussy Riot, и группа "Война", и Авдей Тер-Оганьян, и Олег Мавроматти, хотя все они очень разные люди. Можно ли их упрекать в том, что они не предвидели или даже не думали, чем им придется заплатить? В жизни Алтунина случился миг, момент, говоря словами Стефана Цвейга, "звездный час".

Заслуга Константина в том, что он как художник и, видимо, как человек с политическим темпераментом вдруг взял и написал без самоцензуры несколько картин — политических сатир.

В них он откровенно и зло высказал свое отношение и свое неуважение к нескольким опасным для страны государственным деятелям и высмеял их. За что немедленно поплатился вынужденным отъездом, точнее бегством, в эмиграцию. Алтунин уехал, чтобы не быть избитым, превращенным в калеку "неустановленными лицами" или арестованным по обвинению в оскорблении чувств верующих, разжигании социальной ненависти или же по обвинению в хранении оружия или наркотиков. Методы известны.

Передо мной встает вопрос: "Есть ли право у художника изображать действующих государственных деятелей и иерархов РПЦ в образах, неприглядных и унизительных для их личных чувств и не соответствующих тому, как они выглядят в жизни?" Поскольку в России идет холодная гражданская война руководителей государства с частью собственного народа, то в условиях любой войны действуют ее законы и одно из правил — "на войне, как на войне", поэтому и у художника право на подобное окарикатуривание своих противников, по-моему, есть.

Если в реальной жизни президент и премьер-министр страны могут делать — и делают! — с нами все, что хотят, то и художник имеет право делать с образами Путина и Медведева все, что хочет. Надо только понимать, что граница "можно — нельзя" есть и должна соблюдаться даже в условиях войны.

В сфере искусства граница, по-моему, должна заключаться в запрете пропаганды человеконенавистничества, то есть в запрете изображения врага недочеловеком, дегенератом, зверем. Человеконенавистничества — для меня это очевидно — в изъятых полицией сатире на патриарха Кирилла "От исповеди", в карикатуре "Травести" с Путиным и Медведевым, в портрете "Радужный Милонов" и картине "Эротические сны депутата Мизулиной" — нет. В отличие от упомянутых и запомнившихся с детства именно человеконенавистничеством политических карикатур Кукрыниксов и Ефимова, а также пропагандистских немецких карикатур времен войны, изображавших славян как нацию и русских красноармейцев дегенератами. Можно добавить, что образы патриарха, президента и премьера не олицетворяют в карикатурах Алтунина какую-то нацию.

О бегстве художника из России я узнал от сотрудника "Эха Москвы", когда меня приглашали прийти в программу "Культурный шок" 31 августа на обсуждение проблемы цензуры и ситуации с Алтуниным. К сожалению, я не сказал во время передачи самого главного: что Константину нужна сейчас наша помощь и поддержка. Исправляю эту ошибку.

Также исправляю другую свою ошибку, которую допустил в передаче. Я не сообразил и не сказал, что во время холодной гражданской войны, которая идет в России, Конституция и конституционные права на свободу творчества, на свободное распространение информации, на свободное проведение митингов, на проведение свободных выборов в органы власти, на независимость суда и т. д. — совершенно "формальные" и условные вещи, не рассчитанные на осуществление. И разрешение, и запрет на реализацию конституционных прав во время войны (в том числе холодной гражданской войны) всегда и полностью контролируются не написанными законами, а политическими интересами властей, инструментом реализации которых служат решения органов исполнительной и законодательной власти, полиция, прокуратура, суд. Апеллировать к Основному закону и суду в условиях идущей в России холодной гражданской войны деятелям искусства можно, но в общем бессмысленно. Адресованное властям правозащитное требование: "Соблюдайте ваши законы!" — в этих условиях мало что дает.

Естественная задача власти и политической цензуры в условиях гражданской войны — подавлять оппозиционные выступления всех граждан, в том числе оппозиционное политическое творчество художников и оппозиционную активность частных музеев и галерей. Хотя официально цензуры в нашей стране нет, она существует в виде решений и распоряжений органов власти.

Когда художники и частные музеи или галереи явочным порядком отваживаются реализовать свое конституционное и, что еще важнее, человеческое право на оппозиционное политическое искусство, тем более на политическую сатиру, они должны быть готовы платить за это.

Константин Алтунин — среди тех очень немногих современных художников, кто выступил с политической сатирой на высшую государственную и церковную власть в России и заплатил за это эмиграцией. Думаю, этот жест и четыре изъятые полицией работы заслуживают, чтобы их знали и помнили и сегодня и в будущем. Сам художник достоин поддержки и уважения. Сейчас, когда Константин Алтунин без средств к существованию, без семьи и пока без права жительства находится в Париже, где, к счастью, ему не грозит лишение свободы или физическая расправа, наш долг помочь ему и его семье, чем сможем.

Для читателей, которые не видели фотографии изъятых с выставки работ Алтунина, приведу мое собственное описание их. Может быть, оно будет интересно и тем, кому они уже попадались.

1. "От исповеди". Большое (это значимо для восприятия) полотно, на котором изображен патриарх Кирилл в митре, обнаженный по пояс и с татуировками на груди, плечах, животе. Татуировки традиционные бандитские: Ленин и Сталин на левой и правой груди, на обоих плечах по черепу, на животе Богородица.

По-моему, это настоящая и очень злая, но не человеконенавистническая политическая сатира. Того же накала, что карикатуры известных советских художников Кукрыниксов и Ефимова времен холодной войны, печатавшиеся во всех газетах. В художественном отношении я оцениваю картину "От исповеди" как "крепкую", интересную и удавшуюся.

2. Большого размера полотно "Травести" представляет господ Путина и Медведева в виде стоящих рядом любовников. Медведев — в его изображении есть портретное сходство — представлен с накладными грудями и в женских трусах. Путин — портретного сходства с ним почти нет — одет в женскую комбинацию. Эта злая, снижающая образ этих государственных деятелей, ставящая их в нелепое положение и даже задевающая их личность политическая сатира. При этом не человеконенавистническая. Картина профессионально написана, но в художественном отношении, на мой глаз, "довольно средняя". В результате разразившегося после изъятия работ с выставки скандала эта фотография этой картины уже опубликована во многих западных газетах.

3. Среднего размера полотно "Эротические сны депутата Мизулиной" — сатира на депутата, прославившуюся антигейскими выступлениями и поддержкой ряда других "экзотических" законов. Это реалистически написанная постельная сцена, где молодая девушка ласкает ртом пенис партнера. В Интернете эту работу найти по понятным причинам сложно. Картина, на мой взгляд, в художественном отношении явно проходная, и "работает" в сопоставлении с изображенным только ее название.

4. Среднего размера полотно "Радужный Милонов". Этот питерский депутат прославился антигейскими выступлениями. Портрет очень похож на прототипа, он словно составлен из радужных пазлов, напоминающих цвета флага ЛГБТ-движения. Работа яркая и очень удачная в художественном отношении. По идее, ее и сегодня можно было бы экспонировать в любом музее.

 

 

Подробности о положении Алтунина и контакты для связи с ним и его женой здесь.

Юрий Самодуров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter