Все, друзья мои, осталось совсем чуть-чуть, последний акт, и перфоманс под названием "Выборы мэра Москвы" завершится. Впрочем, занавес уже можно опускать, финальную сцену можно пропустить — всем и так все понятно. Собственно говоря, большинству политизированных граждан еще до начала спектакля было все ясно.
И тем не менее следить за развитием банального сюжета было местами даже интересно. Исполнители главных ролей были подобраны со вкусом — все такие одновременно харАктерные и характЕрные.
Действо поначалу развивалось ни шатко ни валко. Четверо из шести кандидатов в первом акте совершенно очевидно выполняли функции декораций. Возникало порой ощущение, что эти декоративные фигуры даже дышать глубоко боятся, не говоря про остальные физиологические функции, лишь бы не помешать двум исполнителям главных ролей.
Кандидат-самовыдвиженец от власти выглядел как корова на льду или как одноногий танцор... Тоже главным образом помалкивал, лишь делал многозначительный вид при многочисленных суматошных передвижениях по городу, которые тщательно транслировали московские и федеральные телеканалы. Из его телодвижений запомнилось разве что интервью газете "Ведомости" да и то, только потому что он "половину" свою показал и что-то там говорил о "фигах и пряниках", ну и так, в общем, так сказать, плане. Хотя, непонятно, зачем показал свою вполне симпатичную законную, если все прекрасно знают, что у него есть незаконная...
На этом фоне по-настоящему заметной фигурой был только А. Навальный, ставший главным оппозиционным кандидатом, благодаря странным изгибам судьбы.
Главный блогер страны, ведущий специалист по борьбе с коррупцией, оппозиционер Всея Руси — да простят меня его поклонники, если упустил какой-то из его титулов — расставил по всей столице кубы, вживую встречался с избирателями прямо на улицах, тоннами распространял листовки и газеты. Примечательно, что все это он делал руками тысяч волонтеров-сторонников, которых порою очень нелестно именовал. Однако нет у меня привычки вмешиваться во взаимоотношения талантов и поклонников.
Выяснилось, что блогер не так уж и косноязычен, как казалось раньше — бойко говорил, на вопросы зрителей отвечал, правда вопросы сам выбирал, некоторые упорно игнорировал...
А потом, во втором акте началась форменная свистопляска — у некоторых зрителей могло даже возникнуть впечатление, что актеры забыли свои роли, перепутали тексты и мизансцены. Тут тебе и дебаты в кривом эфире, не оставившие ярких впечатлений и не снискавшие аплодисментов публики, и "болгарка", которой выпиливали дверь в "нехорошей квартире". Кого в действительности хотел "заложить" эсер Левичев, публике так и не объяснили, но за стукачество он вполне заслужил прозвище Иудушки Головлева.
По ходу акта выяснилось, что почти все действующие лица умеют разговаривать с избирателями. Почти, потому что отпрыск бедра Зевса Жириновского, ЛДПРовец М. Дягтерев может только "по фене ботать", а самовыдвиженец Собянин встречается только со своими доверенными лицами и говорит исключительно по подсказкам суфлера...
Стало понятно, что рефрен главного оппозиционного кандидата "Не врать и не воровать" можно трактовать по-всякому, все равно что законы российские.
Казалось бы, зачем его начштаба нужно было изворачиваться и небылицы черногорийские придумывать — по сюжету и так было понятно, что заснувшую фирмешку специалисту по антикоррупционной борьбе и без того простят. Ну, не нам судить — может быть, это было нужно для оживляжа...
Надо сказать, что благоприятное впечатление произвел в этом акте и, вообще, по ходу пьесы коммунист И. Мельников. Понятное дело — образованный человек, профессор.
А вот в третьем акте стало совсем уж скучно. Наверное, поэтому оленевод-плиточник вдруг запел... Слегка нагнетают социологи, но не напрягают их проценты. 58 или 62 наберет самовыдвиженец, 18 или 20 получит блогер — какая, казалось бы, разница.
Ан нет, навальный хор громко, но нестройно, распевает: "Второй тур неизбежен!", "Будут фальсификации, и мы опять выйдем протестовать!"
Им вторят солисты — писатели и шахматисты: "Если не Навальный, то Пукин", "Кто не хочет Навального, тот не хочет перемен" и т. д. и т. п.
Не хочу я Навального, — кричит кто-то в зале — он ненастоящий — мутный националист, никудышный либерал и вовсе не демократ...
И многие не хотят. Только не стоит бить "несторонников" мухобойками — они такие же последовательные противники пукинского режима и так же спят и видят Россию демократической и процветающей страной...
И все же давайте пару слов произнесем серьезным тоном.
Кандидаты готовились к экзамену, интеллектуально напряглись и представили электорату свои программы. Однако анализировать дотошно я их не намерен, хотя все прилежно прочитал. По оценкам авторитетных и не очень авторитетных, но знающих, аналитиков, программы соискателей процентов на 70-80 совпадают, что в общем-то, понятно и объяснимо — проблемы города очевидны, и пути их решения тоже лежат на поверхности.
Тем не менее кандидаты поначалу, представляя свои программные вирши, посоревновались в щедрости — кто больше даст самостоятельности муниципальным депутатам, кто больше отмерит московского бюджетного пирога на социальные нужды...
Но в плане дележки бюджета нет, конечно, равных оленеводу-плиточнику. Оно и понятно, он ведь уже почти три года реально распоряжается этим пирогом — половину Москвы за счет бюджета застелил плиткой и раскрасил однолетними деревцами. Трудно с ним в этом виде спорта состязаться — разве что вместо 15 км новых метролиний пообещать 150.
Сторонники А. Навального с пеной у рта утверждают, что его программа необычайно стройна и сильна, политически радикальна. Одни только лозунги борьбы с коррупцией якобы делают ее таковой. Однако, простите, друзья, аналогичными лозунгами украшены программы всех кандидатов... Вот если бы известный блогер заявил о своей готовности начать ликвидацию коррупции, а себя провозгласил ликвидатором этого системного порока, вот тогда можно было бы говорить о его радикальности. Так нет же, он твердит, что система хороша, нужно только, чтобы в нее "пришли хорошие люди".
В пунктике борьбы с коррупцией гораздо радикальнее выглядит, между прочим, "яблочник" Митрохин — он, по-крайней мере, говорит об "искоренении коррупции".
Ну, и последний гвоздь в крышку гроба программу А. Навального.
На полном серьезе считаю его программу декларативной. Она содержит очевидные противоречия, а местами не соответствует уровню полномочий городской власти.
Вообще-то, при таком количестве маститых экспертов, советников программу можно было сделать более качественной и проработанной. Видимо такая задача даже не ставилась.
У меня, честно говоря, сложилось впечатление, что главный автор программы, светоч неолиберальной экономической науки господин Гуриев, писал ее на коленке, потому и получилась она такой невнятной и неряшливой...
Строго говоря, ни один из соискателей свой кандидатский минимум не сдал...
Никто из них даже не обозначил круг экономических проблем Москвы, не говорил о проблемах занятости — в городе, между прочим, несколько сот тысяч безработных или "слегка занятых", кто, даже выбиваясь из сил, не может прокормить семью — о необходимости реорганизации и переоснащения городской инфраструктуры.
Проблему миграции практически все намерены решать простым путем запретов... Впрочем, справедливости ради стоит опять отметить Митрохина — он как раз говорит о проверках и штрафных санкциях в отношении работодателей, нарушающих закон.
Однако для меня самым главным разочарованием стало отсутствие декларации о внедрении в жизнь города фундаментальных демократических принципов, прежде всего, главных из них — это верховенство закона и равенство всех перед законом и гражданский контроль над властью.
В общем и целом, мне не за кого голосовать... Потому проголосую против всех пойду 8 сентября на избирательный участок и испорчу свой бюллетень.
Всех своих реальных и виртуальных друзей, особенно тех, кто обольщен фигурой главного оппозиционера, призываю включить мозги и решить таки для себя вопрос — не обманка ли эти выборы, не спектакль ли это? Самостоятельна ли сама эта фигура? Может быть, это банальный фейк?!
Архиважно понять, что старые грабли уже расставлены на нашем пути. Кем они воздвигнуты — вопрос скорее риторический. У каждого свой ответ на этот сакраментальный вопрос.
Теперь от каждого из нас зависит, обойти эти ловушки, или вновь наступить на них.
Беда в том, что нынешнее поколение оппозиционеров, даже крайне пассионарных, еще не набило положенного каждой генерации своих шишек...
! Орфография и стилистика автора сохранены