Знакомьтесь: свежеиспеченный житель Франции Oleg Tchirkounoff.

Этапы большого пути. С 1983 по 1985 год — второй секретарь Ленинского райкома комсомола Перми, член КПСС. Затем — Высшая школа КГБ. Работал в аппарате КГБ СССР, затем был послан в Швейцарию на работу в советское торгпредство. В 1994 году вернулся в Пермь и занимался импортом продуктов питания из Европы. В 1997 году стал депутатом Законодательного Собрания Пермской области. В 2001-м отправился в Москву, стал сенатором, представителем области в Совете Федерации. В 2004 году Путин назначил его и. о. губернатора Пермской области, а спустя год — губернатором Пермского края. Освобожден Медведевым от должности в 2012 году.

Из Фейсбука Олега Чиркунова:

Понимая, что жизнь надо менять и из Перми надо уезжать, квартиру в Перми продал сразу, как закончил там работать, а вот потерять дачу пока не решился, есть ощущение, что это важная для меня связь...

Выбор отчасти был предопределен. В ближайшие пять-десять лет не Россия. Почему? Не готов сегодня объяснять. Но если так, то для меня вообще почти без вариантов.

Много лет назад хорошие учителя заставили полюбить французский язык и привили интерес к стране, где на нем говорят...

За последний год посмотрел немало замечательных мест во Франции. Как любой русский, я люблю солнце. Южные народы, испанцы к примеру, солнце не так любят, они свои дома прячут от его жгущих лучей. А у нас пожизненный дефицит солнечных лучей, их всегда мало. Они нас не жгут, а ласкают. Потому я и решил разместиться где-то на юге.

Сразу исключил тусовочные места типа Лазурного берега. И дело даже не в невероятно высоких ценах в этой части Франции, мне просто ближе провинциальная, а не тусовочная атмосфера. Может, я просто не знаю хорошо тех тусовочных мест, но и не хочу их пока узнавать, не хочу видеть богатую и важную жизнь, мне пока надо что-то попроще.

После вояжа Дордонь-Бордо-Тулуза-Пиренеи я оказался в Лангедоке. Это почти уже Каталония, здесь названия улиц написаны на окситанском. Настоящая французская провинция, да еще и один из основных винных регионов страны.

Здесь нет русских, это "голландско-английская зона" Франции.

Все места в своей жизни, которые люблю, я находил случайно. Появилось исключение из правил. Искал полгода и нашел удивительное место, совсем не то, что искал. Первое посещение полгода назад заставило подумать о том, чем занимался раньше, подумать о том, что для чего-то я оказался здесь. Нашел в интернете почтовую открытку первой половины 20-го века с фотографией имения и надписью "Jolie propriete bien abandonne aujourd’hui" — "Красивое имение, но давно заброшенное". Когда-то очень давно люди создавали здесь свою мечту. Огромная территория: сады, реки, водопады, лес, а сейчас почти все запущено. Захотелось поработать головой и руками и привести все в порядок, восстановить...

Сегодня день рождения у моего старшего сына. Раньше он не очень хорошо относился к тому, что в свой день рождения я обычно работаю.

Сегодня он в Лондоне, на работе.

Поговорили три минуты, он выслушал мое поздравление и обещал перезвонить, как закончит трудиться. Не перезвонил. И я не в обиде, понимаю, что значит работа, если она твоя жизнь:)

Обсуждал с французами русскую кухню. Что у нас такого особенного, чего у них нет. Решил, что холодец — это точно исконно наше. Но нет. Оказалось, что на севере Франции это обычное деревенское блюдо, и название ему — fromage de tete. То есть "сыр из головы".

Увидел в магазине половину свиной головы и не смог удержаться. Купил, долго тер щеточкой уши, размышлял, как почистить зубы, и в результате сделал таки холодец. Или неделю самому есть, или приглашать французов. Но и французов тоже выборочно: местные, то есть южные, скорее не одобрят это блюдо. Ну и пусть ругают своих северных соотечественников, скажу, что это они меня научили. Да, кстати, я пока не узнал, что они с этим блюдом употребляют...

Прокатился на трамвае. Он не только красивый снаружи и внутри, он еще и очень длинный, колбаса такая, звенит, ползет и изгибается. Пытался понять, как компостировать билет. Нашел какой-то аппарат на остановке, засунул туда билетик, и тот его проштамповал. Но когда зашел в вагон, увидел, что там тоже стоят компостеры, то есть, похоже, зря я компостировал свой билет заранее. Наверное, сделал что-то не так. Все надо знать, особенно всякие мелочи. Но на этот раз обошлось, не оштрафовали. Поинтересовался у учителя французского, как билет компостировать. Она говорит, что в вагоне.

— А для чего тогда компостер на остановке?
— На остановке? Не знаю, всегда в вагоне компостирую.
Так и не узнал, тем ли компостером воспользовался, и каковы были бы последствия в случае контроля...

Школа французского языка, найденная по интернету, расположена на третьем этаже обычного жилого дома. Хотя совсем обычным его назвать сложно. Потолки высотой метра четыре, старые исторические лестницы и дворик. Старинный городской особняк со своим шармом, стоящий без ремонта как будто с момента строительства. В квартире, подобной московским обшарпанным коммунаркам, и разместилась школа. Не сезон, и студентов немного. Студенты в основном младше меня, двадцати-тридцатилетние девушки из Сицилии, Швейцарии, Венесуэлы...
После уроков в полдень нашел ресторанчик, который вчера облюбовал во время вечерней прогулки. Видимо, здесь обедает средний класс, и в такой компании куда более комфортно, чем на центральной площади с молодняком. Солнце, тепло, у уличных столиков играет аккордеонист, средних лет улыбающийся и доброжелательный араб. С благодарностью бросил ему в корзинку монетку, но большинство посетителей предпочитает не платить за его труд, а зря, он честно зарабатывает свои деньги.


ОТСЮДА

Андрей Мальгин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены