24 июля председатель Верховной Рады Украины Александр Турчинов объявил о прекращении деятельности коалиции "Европейский выбор" в Верховной Раде, поскольку фракции "УДАР" и "Свобода" объявили о выходе из коалиции, чтобы дать основания президенту Украины распустить нынешний парламент и назначить новые выборы.
В соответствии с Конституцией Украины, в случае, если на протяжении 30 дней не будет создана новая коалиция, это дает основания президенту Украины распустить парламент Украины.
Выступая с трибуны Верховной Рады Украины, премьер Яценюк заявил о том, что он принял решение подать в отставку:
"Какие варианты у правительства? Поскольку у нас парламентско-президентская республика, то первый вариант: распалась одна коалиция, премьер-министр начинает процедуру формирования новой коалиции. Что это значит? Это значит, что премьер-министр должен взять в коалицию коммунистов и "регионов". Я этого не сделаю ни при каких обстоятельствах. Есть второй вариант. В этом случае, когда нет новой коалиции, а действующая коалиция в парламентско-президентской республике распалась, правительство и премьер-министр обязаны подать в отставку. Я заявляю об отставке в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных инициатив".
Премьер следующим образом мотивировал свое решение: "То, что сегодня не проголосованы законы и нечем платить милиционеру, доктору, учителю, не на что купить оружие, не на что заправить БТРы. То, что сегодня не принято решение, чтобы заполнить украинские газохранилища, чтоб дать возможность перезимовать, чтобы наконец-то освободиться от российской газовой зависимости".
То, что Яценюк был вынужден пойти на этот шаг, свидетельствует о мощной закулисной борьбе, развернувшейся в последнее время среди влиятельных украинских политических и бизнес (что, впрочем, "масло масляное") кланов. Ликвидация фракции коммунистов в Раде и не вызывающий большого сомнения запрет судом в обозримом будущем деятельности компартии и, чем черт не шутит Партии Регионов заодно) хотя и безусловно, являются, положительным моментом, в немалой степени обусловлены также чисто прагматическим способом "убрать конкурентов" на предстоящих внеочередных парламентских выборах, поскольку электорат у этих популистских "политических сект" все еще немалый.
Отношение лидеров "Удара" к Яценику всегда было высокомерно-пренебрежительным, как впрочем и со стороны "свободовцев", да в самой "Батьковщине", несмотря на то, что Арсений Петрович даже возглавлял фракцию партии в Раде, многие влиятельные ее члены если в открытую и "не вставляли палки в колеса", то и помогать ему особо не стремились.
В общем, по большому счету, мало кто из политиков в Украине не был заинтересован в том, чтобы "свалить" нынешнего премьера. Уж больно согласованно вели себя последнее время даже бывшие антагонисты, разыгрывая перед зрителями спектакль за спектаклем, устраивая в том числе и боксерские поединки в прямом эфире в главном цирке страны.
Впрочем, премьер в переходном правительстве – это всегда камикадзе. На него вешают всех собак, сыплются все шишки. И Яценюк, соглашаясь 27 февраля занять этот пост, прекрасно знал, на что он идет. За без малого пять месяцев работы на посту главного кризис-менеджера Украины, он постарался сделать все, от него зависящее, чтобы страна осталась на плаву, а не погрузилась в трясину глубочайшего кризиса, тем более что приходилось работать фактически в условиях войны.
Что до самого главного "любителя-производителя сладостей" в Украине – отставка Яценюка в настоящий момент ему крайне невыгодна, что и продемонстрировало сегодняшнее заявление Петра Порошенко, в котором он хотя и приветствовал решение депутатов (которое, по сути, означает подготовку к досрочным парламентским выборам), но все же призвал депутатов незамедлительно выразить вотум доверия премьеру, с тем, чтобы он остался в должности, пусть и с приставкой "И.О.".
Где еще найдешь такого Кролика, который не только "ценный мех", но и работник, стоящий десятка политиков-говорунов, считающих себя "царями зверей"...