Почему многие приличные люди крайне недовольны присуждением Светлане Алексиевич Нобелевской премии по литературе и ее Нобелевской лекцией? Почему многие люди отказывают Алексиевич в праве говорить и писать сегодня о России и о русском народе то, что она о России и русских действительно знает и что она о СССР и о современной России и русском народе думает? Отказывают, несмотря на то, что Светлана Алексиевич объездила СССР и современную Россию, записала тысячи больших и серьезных интервью с людьми о самых главных вопросах их жизни и всю свою жизнь думает и пишет главным образом о жизни людей в СССР и в России. Мне кажется, у массового неприятия и раздражения против Алексиевич у приличных людей есть несколько причин. Отмечу те, что я встретил в дискуссии в фейсбуке по поводу ее книг, ее Нобелевской лекции и нескольких ее интервью. Причин для раздражения и неприятия, по мнению критиков Алексиевич, несколько:

1) Алексиевич не гражданка России и не живет в России (тому, что Светлана Алексиевич принадлежит не только белорусской, но и русской культуре и что все ее книги написаны по-русски, ее критики должного значения не придают);

2) Поскольку Алексиевич не гражданка России и не живет в России и поскольку у нее отец украинец, а мать белоруска Алексиевич пишет о нас, НЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЯ СЕБЯ С НАМИ, т.е. с русскими (что видимо, кажется ее критикам недопустимым). А вещи, которые она пишет для самолюбия и самооценки русских и вообще всех граждан России неприятны и нелицеприятны (что ее критики считают для "не своих" тоже недопустимым);

3) Книги, написанные Алексиевич не имеют отношения к художественной литературе. Данное мнение основано, как мне кажется, на том, что литературой и писателями в интеллигентной среде принято считать в России авторов, содержание книг которых основано на художественном вымысле, а не является строго документальным, По-моему, такое определение литературного творчества устарело;

4) Некоторые "респонденты" Алексиевич недовольны тем, что она неправильно изложила в своих книгах то, что они ей рассказали. Попросту говоря, она в своих книгах, по мнению этих "респондентов" и критиков, местами лгала. Это мнение очень "старое" и в книге "Цинковые мальчики" только что изданной издательством "Время" есть большое приложение с изложением этих претензий и даже документы суда, который такие претензии рассматривал. Критикам Алексиевич могу сказать, что суд эти претензии рассмотрел и отверг;

5) Она выполняет "заказ" и говорит то, что нужно ее "работодателям". На мой взгляд, упрек нелепый и ничем не подтверждаемый, но очень распространенный.

Но какими бы ни были названные и другие неизвестные мне причины неприятия Алексиевич, которыми оперируют ее критики, лично для меня те рассказы сотен, возможно, тысяч людей о своей жизни, которые Светлана Алексиевич записала и вместила в свои документальные книги, и то, что она высказала в своей Нобелевской речи и говорит в своих интервью, совпадает с тем, из-за чего переживаю и что думаю о нашей жизни и нашей стране я сам. А боль и неприятие Алексиевич многих сторон советской жизни и тех гадостей и преступлений, что происходят в России и жизни русских, а точнее всех граждан России сегодня, — это и моя боль, и мое неприятие тоже.

Как и многие мои друзья, я сужу об обоснованности присуждения Нобелевской премии Алексиевич только по ее произведениям. Я написал об этом в ноябре в своем поздравлении ей, опубликованном на нескольких интернет-порталах. Из тех пяти пунктов с критикой позиции Алексиевич, которые я изложил выше, я лично не разделяю ни один.

Критики Алексиевич, о которых я говорю и с которыми я спорю, это главным образом участники дискуссии в фейсбуке, в которой я участвовал. Среди них некоторые высказали те претензии, которые я изложил выше. Некоторые из этих критиков у меня во френдах, но их отклики по ряду других вопросов я считаю справедливыми, правильными и их разделяю. За единичными исключениями я считаю почти всех своих интернет-оппонентов, чрезвычайно раздраженных присуждением Алексиевич Нобелевской премии и ее Нобелевской речью, приличными людьми, не дураками и не негодяями. И потому особенно досадно, что вышеприведенные тезисы многих достойных людей перевешивают в их глазах ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОГРОМНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПОСЫЛ творчества Светланы Алексиевич. Я считаю, что Алексиевич в русской литературе — одна из очень немногих писателей, давшая нам своими книгами чудесную возможность услышать невымышленные мысли и узнать невымышленные чувства НЕВЫМЫШЛЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, реальных людей, попавших в труднейшие и страшные условия и обстоятельства жизни и несмотря ни на что не превратившихся в этих обстоятельствах в подонков.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter