Прочитал в "Литературном европейце" №216 статью Ирины Бирна "О дуальности души". Статья эта – ответ на публикацию Виктора Шендеровича в газете "Еврейский мир". Как выражается автор о публикации оппонента, её статья мне тоже "попала в нерв", и тоже, я считаю, не должна остаться без ответа.

Ирина Бирна говорит о вине народа России за деяния ее властей. Она старается открыть глаза Виктору Шендеровичу: "Нет конфликта между родиной и преступным государством, это одно целое: администрация и народ". И дальше: "Давно уже этот самый народ не отличим от его палачей". Подобные суждения встречаются и в российском интернете. Причем, это не полемический перехлест, а позиция автора.

Читая статью, я вспоминал свои давние уже исторические раскопки на тему: почему эта феодальная модель – "господа правят массой бесправных холопов" – в России благополучно дожила до ХХI века – именно и только в России? Верней, на территории бывшей Российской империи? На Западе тысячу лет назад ведь тоже не господствовали демократические традиции древних Рима и Эллады. Но постепенно – через бунты, войны, революции – все менялось, менялось, а тут... застыло. Почему?

Я читал труды Ю. Афанасьева, И. Клямкина, пытаясь объяснить себе необъяснимое.

Ведь было же упоминаемое еще в летописи 1016 года Новгородское вече – на двести лет раньше английской Великой хартии вольностей! Почему новгородские традиции угасли? Потому что татаро-монгольское иго? Но говорят, ига-то никакого не было, были союзы с ним русских князей, в том числе, брачные, а народ, что под той властью, что под этой, оставался бесправной массой холопов. Тогда в чем дело?

Почему даже в 90-е XX века Россия упрямо не пошла следом за своими западным соседями туда, на запад, пошла своим прежним гибельным путем? Что за карма такая, почему?!

Вопрос без ответа, сродни гоголевскому: "Русь, куда несешься ты?" Если добавить сюда: "и откуда?", сойдешь с ума еще быстрей, чем Гоголь.

Есть вопрос и более приближенный к статье Ирины Бирна: "кто виноват"? Народ или власть? Она скажет типа: "Вопрос этот – как про курицу и яйцо. Две ноги растут из одного места! Народ и партия едины!"

Ладно, оставим эти вопросы без ответа. Но если быстро пробежать взглядом последние, скажем, лет пятьсот, от Ивана Грозного до наших дней, и без всякие раскопок все становится ясно. Об этом и русская пословица говорит: рыба тухнет с головы!

И вот моя позиция, такая же твердая, как "народ неотличим от его палачей" у Ирины Бирна. Народ российский болен, тяжело болен. Налицо неадекватность восприятия мира и самого себя, тупое, на-все-согласное молчание.

Причина (не говорю, заболевания) того, что на протяжении веков оно не излечивается, – традиции российской самодержавной власти: подавление любой попытки "самодеятельности масс", беспрекословное подчинение всего и вся вертикали власти и обожествление властью самой себя, что так замечательно выражено двумя "принципами Путина": а) "я никогда не ошибаюсь"; б) "я ничего не делаю под давлением, все решаю сам, – что, кому и когда".

Ну а почему традиции эти так живучи именно и только в России, я уже, ответил, по-моему, убедительно: не знаю.

Теперь по конкретным пунктам обвинения Ирины Бирна.

Что, ""страдая", народ требовал крови заимевших мужество ГДР, Чехословакии, Венгрии...", – это, конечно, один из эмоциональных перехлестов. Когда, где требовал? Речь не о 30-х, о 90-х годах!

Что на народе вина за "кровавые бани в Чечне, Грузии, Украине, за "Норд-Ост", "Курск"", – по-моему, тоже. Похоже, имеется в виду "преступное равнодушие" (по известной цитате). Разница, впрочем, не велика. На это обвинение хочу ответить несколько ниже.

И вот кульминация: слова о "девственном национал-фашизме народа русского". Тут уж извините... Нечто похожее (по захлебу) говорил только Гитлер про еврейский народ. Да и про русский тоже. Даже тов. Сталин про немецкий говорил, вроде того, что народ хороший, это Гитлер плохой! И, конечно, ничего подобного не скажет ни один политик демократических стран. Журналисту можно, да? Свобода слова? Но это же на грани расизма! А может, и за гранью.

Я бы попросил г-жу Бирна посмотреть в свое германское окно. Возможно, ей это не нравится, но власти Германии, как и всей Европы, при поддержке большинства населения (иначе тут не бывает), несмотря на всякие эксцессы, принимают беженцев с Ближнего Востока и из Африки. Потому что не вешают на них то, что вешает она (Ирина Бирна) на российский народ, не мешают в одну кучу жертв и авторов террора. Потому что демократия основана на идеалах просветителей ХVIII века, на идеалах гуманизма!

Ещё одна мысль из обсуждаемой статьи. Поскольку сейчас эпоха интернета, "любой представитель "страдающего" народа (очень мне нравится, что слово "страдающего" в своем контексте автор берет в кавычки! – Борис Зислин-Ахматов) может прочесть любой материал, переслать приятелям, те перешлют дальше... Образуется критическая масса возмущенных, они выйдут на улицы... Так начиналась арабская весна". Хороший, кстати, пример победоносной демократической революции, рифмующийся с миллионами беженцев оттуда! Но это другая тема.

Хотел бы спросить автора: в России "прочесть, переслать" – вы это про кого? Про тех мужиков, что пьют по-чёрному, имея в голове лишь одну мысль – забалдеть? Скажите, в странах арабской весны пьют тормозную жидкость?

А жены этих мужиков и непьющие мужики подвергаются воздействию оружия массового поражения – российского телевидения? Вы знаете об этом?

То же я бы ответил на вышеупомянутое обвинение в преступном равнодушии народа (автор говорит про вину) к "кровавой бане в Чечне, Грузии, Украине, к "Курску", "Норд-Осту""... Список этот длиннее. Жуткий список... Хотел бы тут еще такой образный пример ввернуть. Представьте картину: перед строем заключенных концлагеря расстреливают бунтовщиков или заложников. Они это видят и стоят тихо. По-вашему, они должны разделить вину с администрацией лагеря? Или вы считаете, что это некорректное сравнение?

Да, есть компьютерные мальчики, которые могли бы "прочесть, переслать", чтобы возникла, наконец, эта "критическая масса". Но вот беда, – их никто не учил библейской морали: возлюби своего ближнего, как самого себя! И церкви такой в России нет, где этому учат! Но вообще, да, могли бы. Вы бы переслали, ведь вы не боитесь (живя в Германии), что вычислят и посадят...

Еще один вопрос к автору. Вы, в самом деле, верите, что "почти 90% этой "родины"" поддерживают власть? Да-а... Вам бы писать докладные записки президенту. Ей-богу, лучше нас с вами состояние народа описал Пушкин в "Борисе Годунове", в бессмертной ремарке из двух слов: "Народ безмолвствует". А 90% получено в ответ на такой примерно вопрос: "Вы любите Путина или обожаете? Адрес, телефон, пароль, явки?" Впрочем, кто их считал, проценты?

Эта российская шарманка крутится уже много веков. И на сегодня очевиден результат: страна больна, народ болен... Впрочем, об этом говорили еще в ХIХ веке великие русские гении. Не об этом ли вопрос Герцена: "кто виноват?" А в чем?

О болезни говорит и сама г-жа Бирна в конце публикации, называя народ этот "пациентом", которому пора "менять терапию". Так лечить или судить? Она судит... Слово "менять" тут неверное. Никакой терапии после Александра II и не было, наоборот. Разве что попытки Гайдара. Но ему быстро дали по рукам.

А терапия тут непростая. Ее курс прошли западные соседи России. А до них – послевоенные Германия и Япония под руководством грамотных американских врачей. Даже российским "медикам" понятная терапия: демонтаж институтов тоталитаризма, подконтрольность гражданам всех этажей власти, свобода политической деятельности, независимость судебных органов, бизнеса, СМИ и судебное преследование – не народа, а лиц, совершивших преступления! И, конечно, покаяние – не народа, а государства как полноправного наследника всего, что позади.

Ну а в тех, кто выбрался из гибельной трясины и оглядывается назад, была бы хоть капля сострадания к тем, кто остался!

Борис Зислин-Ахматов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter