Звезда депутата Курского заксобрания Ольги Ли взошла в начале марта после того, как она опубликовала в сети видеообращение, в котором объяснила, что Путин ведет Россию к краху, уничтожает ее как правовое государство, что Крым присоединили неправильно, а реальный рейтинг Путина в Курске не превышает 25%.
Это видео в сети посмотрели несколько сотен тысяч человек. А когда против Ольги Ли ополчились местная прокуратура, суд, единоросское большинство в законодательном собрании и местный союз журналистов, Ольга Ли стала объектом настоящей и практически всенародной любви. В сети стали распространяться видео с заседания местного парламента, где она одна против всех, потом видео, где Ольга Ли пытается провести в здание местной думы журналиста, а охрана и сотрудница аппарата ее не пускают.
Ольга молодая, худенькая и симпатичная. Единороссы и чиновники, наоборот, все как один немолодые и, скажем так, на лицо типичные единороссы и чиновники. Местный союз журналистов… можете себе представить, что там за союз и какие там журналисты, и вы не ошибетесь. Возьмите "Российскую газету", "КП" и НТВ, сделайте поправку на то, что это лучшие, которых взяли в Москву, представьте, что могло там остаться и вы поймете, что такое местный союз журналистов.
Прокуратура после того, первого, видеообращения возбудила против Ольги Ли уголовное дело по двум статьям: по 298 часть 1, "Клевета в отношении судьи" и по 282, часть 1, "Разжигание розни в отношении правоохранительных органов и сотрудников прокуратуры". Поводом для возбуждения уголовного дела стала еще сентябрьская история с коровой Сосулькой, которую неизвестные в знак протеста привели к зданию прокуратуры, а Ольга Ли решила записать на ее фоне ролик. Тоже в знак протеста. Полиция почему-то задержала не Ольгу и не корову, а сотрудницу газеты "Народный журналист", Анну Башмакову. Впрочем, корову потом тоже арестовали. А Анну Башмакову пытались склонить к признанию, что корову Сосульку привела Ольга Ли. Но Анна пошла в отказ, и ее судили за незаконное проведение митинга и оштрафовали на 30 тысяч рублей. Газета "Народный журналист" опубликовала про эту историю репортаж, который и стал основанием для возбуждения уголовного дела. Теперь уже против Ольги Ли.
Вполне идиотские обвинения плюс обилие видео в сети, на которых этот идиотизм преследователей Ольги Ли был запечатлен, плюс та позиция, которая была обозначена Ольгой на том мартовском обращении, - все это сделало свое дело. Ольга Ли стала символом протеста, чуть ли не в одном ряду с Надеждой Савченко и покойным Борисом Немцовым. Петицию в поддержку Ольги призвали подписать знаменитые журналисты и политики из числа демократов и оппозиционеров.
В Курск потянулись украинское телевидение и "Радио Свобода", Ольга Ли появляется на "Дожде" в программе "Собчак живьем" и на страницах "Новой газеты", журналисты стоят к ней в очередь за интервью.
В начале апреля Ольга Ли объявила, что встречалась с председателем партии "Яблоко" Эмилией Слабуновой и теперь планирует баллотироваться в Госдуму от партии "Яблоко". По данным "Новой газеты", Эмилия Слабунова это подтвердила, поскольку, по ее мнению: "Это человек с последовательной жизненной позицией, который имеет большой авторитет в области". "Я сказала", - передает слова Слабуновой "Новая газета", - "что мы готовы ее поддержать и рассматриваем ее как нашего кандидата по одному из одномандатных округов".
То, что Ольга Ли станет в сентябре депутатом Госдумы, у нее самой и у ее окружения сомнений не вызывает. На сайте ее газеты "Народный журналист" идет голосование по вопросу: "Пойдете ли вы поддержать депутата Ли Ольгу Сергеевну на выборах в сентябре 2016". На момент написания этой колонки ответы распределились так: "Да" - 2757 (76,7%), "поддержу другого кандидата" - 599 (16,7%), "не пойду на выборы" - 240 (6,6%). Помощник Ольги Ли, Константин Березин (о нем самом чуть ниже), убежден, что если Ольга выдвинет свою кандидатуру, за нее проголосует 150% граждан. В газете, которую редактирует Ольга Ли, опубликовано письмо группы тюменских товарищей, которые уже выдвинули ее кандидатуру в президенты России.
Тут есть смысл сделать небольшую паузу и провести разграничение между поддержкой человека, которого
тупо и мерзко преследует власть, и стремлением сделать властью самого преследуемого. В случае с Ольгой Ли факт абсолютно неправового и незаконного преследования очевиден, обвинения против нее надуманны и абсурдны, поэтому требования прекратить властный произвол совершенно справедливы. И поэтому я, как и многие другие, подписал петицию в ее защиту.
Означает ли это, что поддержка человека, которого травят, должна конвертироваться в поддержку на выборах в органы власти? Наверное, есть смысл как-то разделить эти два вида поддержки. И во втором случае повнимательнее присмотреться к тому, с чем человек идет на выборы, к его программе, взглядам, репутации.
На выборы в Курскую областную думу Ольга Ли шла при поддержке КПРФ. После попадания Ольги Сергеевны в областную думу ее пути с коммунистами разошлись. Ее кумиром стал Путин. До 2015 года в ее газете "Народный журналист" о Путине исключительно в уважительном тоне и с пиететом. С большим энтузиазмом Ольга Ли создавала в поддержку Путина партию "Народ против коррупции". Вот цитата из ее публикации от 3.09.2014 в газете "Народный журналист", где она объявляет призыв в эту партию: "Хочу сделать акцент на том, что партия "Народ против коррупции" создавалась учредителями не в противовес, а в поддержку Президенту России, который сегодня призывает нас активно, а главное – организованно, бороться с коррупцией, что, конечно, не исключает проведение демонстраций, митингов, одиночных пикетов, но в рамках действующего законодательства". Конец цитаты.
Теперь Ольга Ли в Путине разочаровалась и считает, что он ведет страну в тупик. Эволюция взглядов это нормально, не меняются только камни. Но такая быстрая и частая смена взглядов не очень подтверждает тезис лидера "Яблока" Эмилии Слабуновой об Ольге Ли как о "человеке с последовательной жизненной позицией" и заставляет чуть внимательнее посмотреть на ее нынешние убеждения и на ее ближайшее окружение.
Вот свежее, под названием "позиция по Украине": "Против двойных стандартов Абамы (так в тексте) и тех, кто его поддерживает. Считаем внешнюю политику госдепа экстремистской, преступной (Сербия, Ирак и т.д.). Сидеть должен и Янукович и Тимошенко и все прочие – мы не считаем новоутвержденную власть в Украине легитимной. Самоназначенцы".
В интервью Ксении Собчак Ольга Ли сообщает, что ее часто спрашивают, кто она, "либерал или социал" (так в тексте), на что она отвечает, что сейчас страна в таком положении, что это неважно. На вопрос Собчак, был ли какой-то законопроект, связанный с интересами жителей города, который Ольга Ли попыталась провести в местной думе, последовал ответ: "Я даже и не пыталась, - это бесполезно, это пустая трата времени".
Окружение Ольги Ли выглядит очень просто, поскольку состоит из одного человека. Это Константин Березин, предприниматель, помощник депутата, он же юрист редакции "Народный журналист", он же глава холдинга, выпускающего журнал о модельном бизнесе "Sasha", он же владелец отеля "Диана", который имеет устойчивую репутацию борделя.
Роль Константина Березина при Ольге Ли явно больше, чем амплуа помощника или юриста. Именно он создал газету "Народный журналист", которая стала главным источником популярности Ольги Сергеевны и основным инструментом ее продвижения. Константин Березин постоянно присутствует и на сайте газеты, и в социальных сетях, где выступает от имени Ольги Ли с обращениями в адрес ее сторонников. В том числе строго пеняет им на то, что они зачем-то присылают свои предложения по обустройству страны, хотя от них требуется просто поддержать Ольгу Ли материально.
Одна из главных тем газеты и ее редактора – борьба с курским прокурором Филимоновым. Этот чиновник обвиняется, в том числе в сексуальных домогательствах к Константину Березину. Об этом постоянно говорит и сама Ольга Ли и сам Константин Березин пишет в заявлении на имя генерального прокурора Чайки. Несмотря на обилие видео Константина Александровича и на сайте газеты и в сети, я не смог по достоинству оценить мужскую притягательность помощника Ольги Ли. Виной тому, возможно, моя весьма традиционная ориентация. Возможно, именно такие немолодые и косноязычные мужчины влекут курских прокуроров, соответствуют их изысканному вкусу. Но поскольку ни Ольга Ли, ни Константин Березин не привели иных фактов прокурорских сексуальных домогательств, кроме дел, которые "озабоченный" прокурор возбуждает против Березина, у меня возникло смутное ощущение некоторой неадекватности восходящей звезды российского протеста и ее главного помощника, которого, видимо правильнее считать наставником и спонсором.
Волна протеста часто выносит наверх популистов со смутными взглядами, а точнее вообще без устойчивых взглядов. Готовых менять свои ценностные ориентации и политические убеждения по нескольку раз на дню. Вопросов к Ольге Ли, которой в этом году лишь исполнится 30 лет, нет. Возможно, ее мировоззрение только формируется и она в дальнейшем сможет занять достойное место в политике. Пока не вполне понятно, где именно будет расположено это место.
А вот к руководству партии "Яблоко" вопросы есть. Это хорошо, что в политическое руководство этой партии входят люди, занимающие самые разные позиции: от непримиримого ко всяким компромиссам и лукавым уловкам правозащитника Сергея Ковалева до члена путинского правительства , руководителя ФАС Игоря Артемьева. И на сентябрьских выборах в Госдуму от "Яблока" пойдут люди разные: в диапазоне от одного из наиболее жестких критиков режима, Шлосберга, до Рыжкова, внезапно проникшегося симпатиями к Путину. Я без всякой иронии говорю, что это хорошо, поскольку чрезмерная строгость в партийном отборе превращает партию в секту и лишает любых электоральных перспектив. Но политическая всеядность и неразборчивость создает ничуть не меньшие угрозы. Тут вопрос в приемлемых границах политической широты, которую способен выдержать и понять избиратель.
"Яблоку" и сегодня приходится объяснять своим избирателям, как лицами этой партии некоторое время могли быть Мизулина и Яровая. Имел удовольствие общаться с Яровой на Камчатке, когда она была заместителем Явлинского, и до сих пор не понимаю, как можно было вот с этим иметь дело. Неумение работать с кадрами всегда было слабым местом "Яблока". После того, как бывшего лидера курского "Яблока" Александра Федулова совершенно справедливо исключили из партии за зоологическую гомофобию, "Яблоко" в Курске исчезло. Если бы там что-то живое было, возможно, объяснили бы Эмилии Слабуновой, кто такая Ольга Ли и отсоветовали давать ей политические гарантии. Раз уж у вновь избранного председателя партии напрочь отсутствуют политическое зрение и чутье.
Казус Ольги Ли обозначает проблему намного более серьезную, чем частная ошибка партии "Яблоко", которой к тому же еще можно избежать. Это проблема российской политической культуры, одну из черт которой можно охарактеризовать как "подростковую влюбчивость". Влюбленный подросток не в состоянии различить отдельные недостатки и пятна в ослепительном блеске объекта своего обожания. Бьющий в голову гормон делает влюбленного подростка слепым и глухим к голосу разума, заставляет совершать глупости.
"Подростковая влюбчивость" в политической культуре России часто приводила к тому, что депутатами легко становились т.н. "народные любимцы" из числа спортсменов и артистов, журналистов и политических проходимцев. Попав в Госдуму, "народные любимцы", как правило, ничего не делали, и это в лучшем случае, поскольку, если кто из них раскрывал рот или начинал лоббировать какой-либо законопроект, становилось страшно за страну.
"Политическая влюбчивость" стала одним из компонентов феномена Ельцина, которого народ полюбил за "борьбу с привилегиями" и за "гонения со стороны партноменклатуры". То, что Борис Николаевич не видел разницы между экономической программой Гайдара и Скокова и выбор в пользу программы Гайдара сделал не на основе внутреннего убеждения, а в силу привходящих обстоятельств, для "влюбленных ельцинистов" значения не имело. В итоге получили чеченскую войну, семибанкирщину и, в конечном счете, Путина. В чем-то похожа ситуация с Навальным, политическая "влюбленность" в которого, возникшая из признания его действительных заслуг в борьбе с коррупцией, заставляет его поклонников отрицать вполне очевидные вещи, в том числе национализм и имперские взгляды своего кумира.
Невозможно полностью рационализировать политику. Невозможно убрать из нее человеческие симпатии, роль обаяния лидеров и политические чувства. Политика никогда не превратится в математическую модель, в которой робот-избиратель делает свой выбор исключительно на основе досконального изучения программы и репутации такого же робота-кандидата. Это не только невозможно, но и не нужно. Не хотелось бы жить в таком роботизированном мире.
Даже в такой сугубо прагматической сфере, как личный и семейный бюджет, большинство из нас не ведут себя как "экономический человек" Адама Смита. Выбирая магазин или кафе, мы руководствуемся не только соотношением "цена-качество", но и такими иррациональными вещами, как улыбка, которой нас встречают при входе, а за вопрос: "Вам как обычно?" многие из нас готовы сделать выбор даже в ущерб своему карману.
Отличие от политики в том, что в последней ущерб от выбора "по любви" труднее просчитывается. И если в экономике "налог на улыбку" мы в состоянии контролировать и, как правило, не позволяем ему вырасти до размеров, разрушающих наш бюджет, то в политике плата за "подростковую влюбчивость", как правило, оказывается чрезмерной. Президентская кампания Бориса Ельцина 1996 года, открывшая дорогу второй чеченской войне и приходу к власти Путина, прошла под лозунгом: "Голосуй сердцем!". Было бы неплохо в политике иногда включать еще и мозг.
! Орфография и стилистика автора сохранены