Думаю, мало кто из обитателей российских хрущевок подозревает, что у их домов имеются прямые родственники в Японии - да еще и появившиеся на свет примерно в то же самое время. И, кстати, по довольно похожим причинам.

Япония к 50-м годам прошлого века, как и СССР, испытывала чудовищный жилищный голод: Токио и некоторые другие большие города были превращены в груды щебня американскими бомбардировками. На фоне начавшегося бурного экономического восстановления и роста уровня жизни послевоенные семьи мечтали о собственном жилье, об отселении из тесноты совместного существования с родней.
В ответ на такие, как говорится, чаяния народа со второй половины 50-х годов в стране заработала ныне уже легендарная Японская жилищная корпорация, которая во многом взяла за образец московские пятиэтажки. Привлекала не только их планировка и дешевизна возведения, но и сама концепция подобной среды обитания. В стране после Второй мировой войны были очень сильны социалистические идеи, их сторонники имелись и в жилищной корпорации. Им импонировал дух советского равенства в единообразии: одинаковые серые бетонные дома, одинаковые небольшие квартиры для всех. К тому же японцы пытались создавать кварталы нового жилья (их назвали "данти" - "районы коллективного проживания") как единые комплексы социального удобства с магазинами и школами, с небольшими парками и спортивными площадками. Получлось не всегда удачно, но идея была такова.

Это была такая же революция гуманности, как и в хрущевском СССР: миллионы людей впервые получили скромные, но отдельные квартиры с первыми в их жизни собственными ваннами и газовыми плитами, впервые получили пьянящую возможность оторваться от коммуналки и закрыться на ключ от внешнего мира. К настоящему времени в Японии на "данти" приходится треть всего многоквартирного жилья – 5 тыс. комплексов, в которых находится 2 млн домов. В 50-60 годы это были повально трех- и пятиэтажки. Потом стали возводить и более высотные постройки. Но прежним остался принцип заселения – это в основном коммунальное жилье с дешевой арендой. Получить его могут люди с умеренными доходами: желающих много, и распределение освобождающихся квартир идет теперь по принципу лотереи. Так что квартиры в популярном современном "данти" ждать можно годами.
Есть, кстати, такие жилые комплексы и при крупных компаниях – они расселяли в них работников собственных предприятий за крайне низкую плату или вовсе даром. Это делалось в основном для воспитания сплоченности и укрепления духа верности своей корпорации. Таких "данти" становится меньше – проходят времена, когда промышленность требовала огромного количества рабочих рук.

Многие "районы коллективного проживания" первого поколения теперь не заполнены, если они находятся в неудобных или непрестижных местах. Людей отпугивает и старение "данти" - сотни из них сооружены более 45 лет назад, а через 10 лет таких будет уже тысячи полторы. Власти давно настроены на перестройку ветшающего жилья подобного типа, но права их обитателей жестко защищены. Раньше требовалось 100-процентное согласие всех жильцов на реновацию. Потом условия смягчили, но они все равно остаются весьма суровыми. За реновацию какого-либо дома должны проголосовать более четырех пятых обитателей всего "данти" - поскольку, например, шум и неудобства коснутся всех жителей квартала.

Впрочем, сейчас все чаще в процесс вмешивается предприимчивый частный капитал: он предлагает такие щедрые условия, от которых трудно отказаться. Предприниматели расселяют "данти" на выгодных условиях, модернизируют дома и предлагают их в недорогую собственность или на правах коммерческой аренды. Она оказывается все равно выгоднее, чем в высотных домах, поскольку, например, в пятиэтажках не нужно платить за обслуживание лифтов, что в Японии недешево. Квартиры в 45-60 кв. метров со всеми современными удобствами охотно разбирают одиночки или небольшие семьи. Любителям в перестроенных "данти" предлагают даже роскошные апартаменты площадью по 100 и более квадратных метров. Они тоже довольно популярны: ведь в таких кварталах много зелени, а многим даже нравится жить в пятиэтажке, а не в гигантском небоскребе. Или в собственном частном доме, который требует массы хлопот

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены