5 ноября стало известно, что в Саудовской Аравии арестованы 11 принцев, а также десятки бывших и нынешних государственных чиновников. По сути, произошёл государственный переворот: практически вся власть сконцентрировалась в руках 32-летнего принца Мохаммеда бин-Салмана. Сегодня он контролирует все три силовые ведомства, которые раньше были разделены между королевскими кланами.
Как можно оценить произошедшее? Это позитивное явление или негативное?
На мой взгляд, очень позитивное.
Во-первых, сын престарелого короля принц бин-Салман снискал себе репутацию реформатора: Мохаммед, возглавляющий, в частности, министерство обороны и Совет по делам экономики, провел ряд экономических реформ, направленных на снижение зависимости Саудовской Аравии от экспорта нефти. По его указанию печально известная саудовская религиозная полиция потеряла право арестовывать людей. Под его руководством в саудовское общество малыми дозами начали внедряться элементы западной культуры. Благодаря ему женщинам в СА разрешили водить автомобили.
Конечно, бин-Салман является реформатором лишь в рамках ультраконсервативной саудовской парадигмы - в любом западном обществе он считался бы махровым консерватором.
Но самое главное в другом. Есть реальная возможность, что в связи с концентрацией власти роль Саудовской Аравии, как источника финансирования террористических организаций, может резко сократиться. Дело в том, что финансированием террористических группировок доселе занимались не только государственные структуры, но и отдельные принцы - в индивидуальном порядке, тайком от внешнеполитического ведомства. Помните Осаму бин-Ладена, основателя аль-Кайды? Практически он вел самостоятельную внешнюю политику, до того, как был изгнан из страны в 1992 году. Наверняка он был не единственным членом королевской семьи, втихаря занимавшимся спонсированием терроризма. В любом случае, западным спецслужбам будет легче контролировать финансовые потоки, идущие из одного центра.
Кроме того, очень вероятно дальнейшее сближение СА с США за счет России, так как принц Салман очень нервно относится к шиитской экспансии в регионе (как показал его конфликт с Катаром, который имеет тесные связи с шиитским Ираном) и к стратегическому альянсу РФ с Ираном. Конфликт с Катаром и, особенно, настаивание Саудовской Аравии на закрытии радиостанции аль-Джазира (которая резко критикует саудовскую власть) указывает также на то, что принц бин-Салман очень чувствителен к критике и заботится о своем имидже в стране и в мире. А это значит, что ему небезразлично то, что о нем думают на Западе.
Всё это в совокупности вселяет надежду на позитивные перемены в будущем.
! Орфография и стилистика автора сохранены