Про памятные кресты в Куропатах.
Знакомо.

Трудовую деятельность еще до университета начала в СССР, в Белорусской ССР. Мне было 15 лет, и работала я перед поступлением в универ в правлении колхоза "Гвардия" учетчиком. Был у нас главный агроном Слава, лет 30 ему было, мне казался старым таким мужиком, но еще ничего. И вот как-то сообщили телефонограммой, что по области будет ездить высокое какое-то начальство и чтоб не было непорядка.

А у нас под Гродно на дорогах и при въездах в деревни принято кресты ставить. В оградках покрашенных. Цветы высаживать, кусты сирени. Так этот Слава всю ночь с рабочим ездил и эти кресты сбивал. Чтоб, значит, начальство непорядка не увидело.

И другое помню. Уже после СССР в Питере. Решили мы поставить на Левашовской пустоши памятный крест в память убитых здесь выходцев из Беларуси и Литвы (и поставили - при этом сначала еще до установки креста еврейскую молитву прочел раввин, а потом католический и православный священники). Но этому предшествовало получение разрешения.

Толя Разумов (многие в Питере его знают по его другим полезным делам, но он белорус и был в те годы активистом суполки, возглавляемой Валентином Грицкевичем, царство тому небесное) бился как лев. Мы все ноги оттоптали в ходьбе по кабинетам.

А в Левашове тогда люди стали сами вешать на деревьях фото убиенных или ставить маленькие кресты. И на одном из совещаний в Смольном вдруг прозвучало: убрать эту самодеятельность, что это за село и местечковость, нужно поставить один огромадный монумент, чтим память о репрессированных и все дела.

Но общество этот вандализм отбило. И белорусско-литовский крест мы поставили. Потом появился польский памятник, памятники от разных народов и территорий. И эти индивидуальные фото на деревьях остались.Но от идеи огромного монумента Смольный не отказался. Но решено (точнее, с боем добились) его было поставить не на самом мемориальном кладбище, а перед входом. И устроить торжественную церемонию - к тому же к главе Питера с визитом приезжал глава дружественной страны, и дату церемонии открытия монумента приурочили к его визиту, чтобы он поприветствовал.

Церемония состоялась, монумент открыли (в общем вполне нормальный, только неясно, почему из-за него хотели убрать личные памятные знаки).

Правда, дружественный през на нее не пошел.

Не пошел, и мы обрадовались, ибо считали участие его в церемонии оскорбительным. Только что дубинками был разогнан в Минске массовый протест.
Ибо главу города звали Анатолий Собчак, а приглашенного им гостя - Александр Лукашенко.
Вот.

Светлана Гаврилина

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены