В начале XX века православная церковь в России переживала очевидный кризис. При этом черное духовенство (монашество), стоявшее во главе церкви, видело выход в консервативных "изменениях сверху" в т.ч. восстановлении патриаршества. Альтернативой этому выступало движение "приходских либералов", состоявшее по большей части из священников. Они выступали за расширение прав белого духовенства (возможность самим назначать священников, распоряжаться финансами) и вообще за "близость к народу" (вплоть до перевода некоторых частей богослужения на современный язык).

Однако консервативное крыло епископов возобладало. Патриаршество восстановили. Впоследствии патриарх Сергий присягнул на верность советской власти. С тех пор мы и имеем, вместо церкви, нечто вроде специального отдела государственной пропаганды, готового поддержать любое людоедство спускаемое сверху.

Почему церковь в России не стала подспорьем гражданского общества, как в некоторых других странах? Потому что легко контролировать ограниченное количество епископов, заправляющих всем. А вот церковь с опорой на многочисленное священство, которое отчитывается в первую очередь перед прихожанами, а не перед начальником - была бы иной.

Поэтому неудивительно, что недавнее письмо в защиту политических заключенных подписали в основном священники. Это отблеск того, какой могла бы быть Русская православная церковь, если бы там когда-то возобладали "приходские либералы".

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены