Из плюсовых реакций на пандемию. Самые разнообразные фигуры в американском политикуме - от Сандерса через Ромни до Трампа - высказались за временное введение на период чрезвычайной ситуации с пандемией - внимание - БОД, безусловного основного дохода. Порядка 1000 долларов в месяц на взрослого американца. Есть варианты - 2000 долларов на домашнее хозяйство. Есть и иные варианты - в сторону увеличения размера выплат.
Предложения Эндрю Яна, бывшего претенденты на номинацию демпартии, имеют шанс - хотя бы временно - реализоваться куда быстрее, чем кто-либо мог предположить еще неделю назад.
Различные политические силы руководствуются разными мотивами. Республиканцы и истеблишмент-демократы озабочены прежде всего спасением "экономики". Да, "идеальный шторм" пандемии и падения цен на нефть ввели рынки акций в шоковое состояние. Позавчерашнее падение индекса Доу-Джонса стало самым большим за всю историю индекса - около 13%. Введение БОД (UBI) - одна из мер, которая, как считается, может простимулировать рушащуюся экономику, которой грозит рецессия. Впрочем, вероятно, мы уже в ее начале. И еще неизвестно, уместным ли будет употребление эвфемизма "рецессия" - или ситуация станет напоминать "Великую Депрессию".
Еще пару-тройку недель назад мы обсуждали ситуацию с людьми из числа "умеренных демократов". Разница позиций была прояснена - мы считали, что катастрофа уже наступила - и только собственное благополучие наших собеседников и хорошие статистические показатели (биржевые индексы, уровень безработицы) мешает им увидеть факт катастрофы. Они же считали, что катастрофа возможна, но она еще далеко и можно решить проблемы as usual, не идя на радикальные реформы системы. Мы же полагали, что статистика путем изменений критериев искажена и не отражает реального положения вещей.
И вот катастрофа произошла - она зрима теперь всем, на "конспирологичность" нашего мышления теперь в качестве аргумента указывать невозможно. Республиканские (!) экономисты допускают возможность взрывного роста безработицы (даже при существующих статистических методах) до 20%. К примеру, массовые увольнения идут в сфере обслуживания (кафе и рестораны, которые закрываются).
Итак, республиканцы хотят стимулировать потребление путем раздачи населению денег. Прогрессивные же из числа демократов, левых либертарианцев и части независимых указывают на необходимость социальной поддержки пострадавших от кризиса - хотя бы во избежание социального коллапса.
Если меры, связанные с пандемией, будут действовать длительное время - несколько месяцев - практика выплат (БОД) войдет в "форсмажорную норму". И если окажется, что социальные и экономические эффекты введения БОД в масштабах такой огромной страны, как США, окажутся эффективными - то у сторонников идеи БОД окажется на руках серьезный аргумент в пользу перевода этой практики из статуса форсмажорной нормы в статус нормы повседневной.
* * *
Реакция людей и властей на т.н. пандемию - это помимо всего прочего (а возможно, в первую очередь) - масштабный социальный эксперимент планетарного масштаба, проводимый в различных типах социальной среды. Наблюдение за ходом этого эксперимента крайне важно. Следует помнить, что власть всех типов и уровней, в глобальном, региональном и локальном масштабах относится к происходящему в том числе и как к эксперименту - и ее эксперты сделают самые различные выводы.
Эксперты, не стоящие на позициях власти - мы - должны в этот период времени быть в предельной степени внимательны.
Эксперимент - небывалый и по своему типу и по своим масштабам. Его последствия могут быть огромными - как выводящими человечество на новый уровень развития, так и катастрофическими для человека в плане минимизации степеней свободы личности. Как и в случае с угрозой террора, значительная часть общества сама требует радикальных мер борьбы с пандемией.
Практически нет сомнений, что власть попытается использовать пандемию как повод усиления контроля, причем не на время, а насовсем.
Активисты борьбы за права человека должны постоянно предупреждать общество об уже реализовавшихся и еще только возможных угрозах человеческой свободе.
! Орфография и стилистика автора сохранены