Что профессор Толкиен был отлично знаком с индийской культурой и мифологией - факт. И тот же алфавит тенгвар - это сильно модифицированный санскритский алфавит: огласовки, ряды согласных...
Но вот вопрос: а был ли - и насколько - знаком с мифологией Индии Корней Чуковский?
Я - по поводу сказки "Тараканище".
Той самой, где

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд, -

и все было просто замечательно, пока не появился некий Таракан, не пригрозил несчастным зверям и не установил диктатуру.
При этом многое совершенно непонятно. Таракан - он и в самом деле был таким наглым? Откуда бы той наглости взяться?
А звери с чего испугались?
Что там вообще такое случилось? "Страшный великан"? Ну, даже если оно и так. Все равно не очень понятно.


Между прочим, испугались и приняли диктатуру не все.
Одни предпочли спрятаться, пытаясь сохранить лицо:

Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
"Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!"
И назад ещё дальше попятились.

А другие и вовсе организуют сопротивление - безнадежное, как оказалось:

И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
"Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!"

Продолжать дальше можно, но сказку с детства помнят все.
Но вряд ли все помнят историю войн индийских божеств с индийскими же асурами. И эпизод с асуром Таракасурой, который практически разгромил дэвов и почти что захватил три мира. Всего-то чуть-чуть ему и не хватило до полной победы.

Кто такие асуры и божества-дэвы? Это примерно то же, что и соотношение "титаны - боги" у греков. Богам досталась бОльшая доля, асурам - меньшая... чем не причина для войн? В общем, зависть, ревность, стремление к власти - и началась титаномахия.

Божествам они завидовали совершенно напрасно. Жизнь и работу индийских божеств легкими не назовешь. Когда читаешь об отношениях с аскетами-"преданными", возникает впечатление вынужденной сделки. Аскет практикует, ведет строжайший образ жизни, набирает энергию... в какой-то момент к нему является божество - мол, проси!
А вот попросить он может многое. Например, взять и проклясть кого-то, чтобы небо с овчинку показалось. Или поставить жесткие условия, невыгодные самим богам. Или даже опасные для них.
А отказать нельзя! Вот насколько наработал, столько и надо дать. Он потом мироздание расшатает? Возможно. А если откажешь, то сам расшатаешь гарантированно - прямо сейчас.

И надо сказать, что этот путь - аскеза + требование - асуры как раз использовали. Просто абсолютного бессмертия попросить нельзя. Это аксиома. А вот бессмертие условное - можно. Например, чтобы, если суждено быть убитым, то не зверем, не богом, не человеком, не асуром мужеска пола. А женщин просившие не боялись - и напрасно, как потом выяснилось.

Тот самый Таракасура был несколько мудрее: учел и возможность того, что его ликвидирует женщина. Почти полностью защитился.

А получив свое благословение, приступил к захвату обозримой вселенной. Богам пришлось очень нехорошо: кого-то Таракасура захватил, кого-то вынудил стать "эмигрантом".

В общем, все как в сказке: было отчего и перепугаться, и в обморок упасть. Только, разумеется, не зверям... Да и Тараканище получилось более чем грозное.

Но как у всех подобных благословений нашелся изъян.
Если ни мужчина, ни женщина, ни зверь, ни человек, ни бог, ни конкурент-асур, то кто?
Правильно - ребенок. Тот, от кого меньше всего этого ожидаешь.

И буквально в режиме спецоперации божества Шива и Парвати создали сына. Специально для ликвидации захватчика. Именно что создали: как оно часто у божеств и случается, он не был обычным рожденным существом.

А дальше все было довольно просто - специально созданный для борьбы с Таракасурой мальчик Картикея "Тараканище" сразил.

Из далёких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

Воробей - он же тоже специально "заточен" на то, чтобы разных тараканищ расклевывать.

...К чему я все это?
К тому, что,

как все мы знаем, есть и поныне некоторые правители, верящие то ли в свою исключительную удачу, то ли в то, что вот именно они "схватили бога за бороду", то ли в свои "доспехи благословения".
Вот только есть для них большая проблема: стоит пустить свою удачу на недобрые дела - и в "доспехах благословения" появляется трещина. А дальше - прежняя "удача" ведет к поражению.

Ну, а то, что Корней Иванович мог столь своеобразно пересказать древние индийские предания - это, конечно, только предположение. Возможно, даже из разряда шутливых. Хотя - как знать...

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены