Затянуть пояса. Фото: KIFA-ONLAIN.Ru
  • 01-07-2020 (11:41)

Россияне затянули пояса и ждут не роста ВВП, а роста доходов

update: 01-07-2020 (13:47)

Россияне экономят на еде, многие не могут позволить себе овощи, мясо, а тревоги в связи с коронавирусом заставляют опять вводить антикризисные семейные "бюджетные правила", написала 30 июня "Независимая газета".

Выручка 96% крупнейших тепличных предприятий России упала на 25% и более, говорится в исследовании ассоциации "Теплицы России". 90% представителей предприятий защищенного грунта отметили падение спроса на овощную продукцию из-за снижения покупательной способности населения.

После мартовского ажиотажного спроса покупатели "легли на дно", в апреле с началом "карантикул" продажи продуктов питания резко упали. При этом доля спроса на товары низкого ценового сегмента выросла почти в половине категорий.

Наибольший рост продаж в низком ценовом сегменте отмечается по мясу, макаронным изделиям, чаю, сокам. Россияне стали отдавать предпочтение более дешевому хлебу.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков отметил переход в более дешевый сегмент при сохранении самого маржинального высшего сегмента, то есть можно сказать, что средний сегмент перераспределяется в сторону более низкой платежеспособности населения и этот тренд будет сохраняться.

Гендиректор "Черкизово" Сергей Михайлов сообщил, что в стране почти каждый шестой не может себе позволить покупать мясо. По его словам,

20–25 млн россиян потребляют не более 50 кг мяса на человека в год против 73 кг, которые требуются по оценке Минздрава.

Речь идет о социально незащищенных слоях населения, доля которых растет. Оборот розничной торговли продовольственными товарами сократился в апреле 2020 года на 15% по сравнению с мартом и примерно на 9% к апрелю 2019 года. В мае он вырос на 2,7% по сравнению с апрелем, однако остался на 8,6% меньше, чем годом ранее.

По оценкам экспертов Высшей школы экономики, во втором квартале доходы россиян упали на 15–17% и, даже если не будет развития по худшему сценарию со второй волной Covid-19, по итогам года падение реальных располагаемых доходов составит 4–5%, а это большие деньги с учетом того, что общие ежегодные доходы россиян составляют 60 трлн рублей.

Снижение доходов запускает обычный для любого кризиса сценарий: граждане переходят от потребительской модели поведения к сберегательной. Домохозяйства создают свои резервы и вводят свое "бюджетное правило", выделяя средства на абсолютно необходимые для них вещи и отказываясь, например, от покупок деликатесов, которые до кризиса позволяли себе раз-два в месяц даже семьи из числа малообеспеченных.

Для восстановления спроса, да и всей экономики, сейчас самое важное не рост ВВП, не производство оборудования или техники — нужно сокращение безработицы и рост доходов.

Независимая газета

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 28-03-2024 (14:45)

Омская прокуратура подала иск о признании "Омского гражданского объединения" экстремистской организацией