На что похоже происходящее в Беларуси? Лично мне это больше всего напоминает Чехословакию и 1968 год. Тогда народ Чехословакии тоже стремился к демократическим переменам в жизни своей страны. К Свободе, а не к генералу Свободе. Однако советский лагерь ни в коем случае не хотел выпускать из своих цепких лап большую страну. Не хотел и не желал дать людям жить независимо и свободно!

Западное сообщество протестовало. Высылало советских дипломатов, в ответ зеркально высылали западных дипломатов из Москвы. Москву предупреждали, что военное вмешательство в чехословацкие события повлечёт за собой самые серьезные санкции. Но даже для тех кремлёвских старцев, имевших за плечами опыт потерь Второй мировой войны, такие угрозы не показались непреодолимыми. Результат все знают. Одни на жизненном опыте, другие — из учебников и книг.

Единицы и прежде всего Ян Палах заплатили за это своей жизнью. Десятки тысяч вынуждены были уехать в длительную эмиграцию. Тысячи провели часть своей жизни в застенках чехословацкого КГБ. Прошло 52 года! Такие перспективы ожидают народы Беларуси, так власть видит их будущее?

Чему это учит? Что это доказывает? Увы, одно.

Протест, даже когда на площади приходят десятки, сотни тысяч честных граждан, не способен переломить ситуацию, если управление страной находится в руках дорвавшихся до власти и не желающих с нею расстаться серостей, одержимых только одной идеей — идеей абсолютной собственной власти.

Они будут на своих штыках держаться до последнего! Будут давить протест, не считаясь ни с общественным мнением, ни с предостережениями из-за рубежа. В этом их отличие, пускай не целиком, но хоть частично, от колониальной администрации Индии, где мирный протест, возглавляемый Махатмой Ганди, смог достигнуть результата — возникновение свободной Индии! Английская колониальная администрация — это не диктаторский режим, имеющий как минимум столетнюю предысторию.

СССР и на своей территории, и в соседних странах никого не жалел! Считал, и, видимо, те, кто по нему грезят, считает силу единственным способом противостояния и подавления демократии и стремления к свободе. Бояться крови в борьбе с врагом, который ее не боится, — бесполезно!

В своей статье Андрей Илларионов абсолютно прав. Мирный протест, увы, является неспособным в таких условиях переломить ситуацию. Его оценки верны. Единственное, чего, как мне кажется, не хватает в его статье, — это важнейшего примера 1917 года. Тогда малочисленная группа смогла благодаря насилию подчинить себе гигантское пространство. Увы, в том числе и образованную, интеллигентную часть общества в большой степени. Хотя понять людей, переживших ужасы революций и мировых войн, можно и нужно. Они готовы были поверить в лозунги всеобщего равенства и братства, забыв, куда приводит вера в утопию. Равенство, да и то частично, наблюдалось только в лагерях, будь то в СССР или в Европе, подавленной диктаторскими режимами. Увы, новым поколениям, выученным такими профессорами, еще сложней будут перебарывать сложившуюся ситуацию. Последующие поколения бывают всё более и более отравлены пропагандой вместо истории и опытом страха и покорности.

Кстати, помню не только рабочих и служащих, но даже студентов и школьников, которых выгнали на Ленинский проспект в Москве, раздав чехословацкие флажки в сентябре 1968 года, чтобы приветствовать генерала Свободу, привезенного в Москву для утверждения на власть. Покорные Кремлю всегда и везде найдутся.

Эти параллели, примеры, к сожалению, нужно помнить, осознавать и, возможно, учитывать в повседневной жизни сегодняшних Беларуси и России.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter