Сегодня ровно 15 (!) лет как нацистские отморозки убили 20-летнего петербургского антифашиста Тимура Качараву.

Убийцы лишили жизни единственного сына, друга, студента философского факультета СПбГУ, музыканта, антифашиста, который раздавал бездомным еду.

Его убили в холодный ноябрьский вечер у книжного магазина "Буквоед". С криком: "Анти-антифа!" Тимура и его друга Максима Згибая окружили полтора десятка молодчиков в неприметной одежде. Тимур получил несколько ножевых ранений в область шеи и скончался до приезда неотложки. Максим в тяжёлом состоянии попал в больницу – позже он уехал из России.

Убийц нашли и наказали. В день оглашения приговора светило летнее солнце и шелестели листья. Тимуру было больше не больно и не страшно.

Александр Шабалин, который непосредственно нанёс смертельные удары, получил 12 лет строгого режима. По остальным: Московкин приговорён к 3 годам общего режима, Панасов и Головлев – к 2 годам общего режима, Кушаков и Семенов – к 3 годам условно, Ефремов – к 2 годам условно.

Одного из убийц Качаравы поймали намного позже – в 2018-м. Александр Зенин, ударивший ногой по голове истекающего кровью Тимура, получил за свое преступление полтора (!) года колонии. 12 лет Зенин, которого подозревали в организации нападения, находился в розыске. За это время он успел сделать более-менее неплохую карьеру, жениться и родить детей.

Зенин уже на свободе, вернулся к семье. Жаль, что Тимур никогда не вернётся к своим близким.

Несколько лет назад познакомилась с другом Тимура, спросила его, не было ли всё зря.

"Мы делали то, что считали нужным. Участвовали в акциях, говорили о невежестве, предрассудках и глупостях. Не потому что нам была нужна какая-то борьба, а просто потому, что нам что-то не нравилось или, наоборот, нравилось, хотелось об этом сказать, проявить участие, сделать что-то хорошее. К сожалению, общество больно, и убило Тимура не то, что он участвовал в чем-то, а то, что всем по большому счёту на всё наплевать. Тимура убили в центре города, где полно народу. И никто не вмешался. Всем было плевать", – раздраженно сказал Саша.

Каждый год 13 ноября друзья Тимура собираются у "Буквоеда" с цветами и свечами, однако мемориал разрушают местные власти. В октябре председатель "Яблока" Николай Рыбаков обратился директору сети "Буквоед" Дмитрию Репину с предложением сделать "человеческий памятный знак". Ответа пока нет.

Лично для меня Качарава сделал больше, чем все политиканы мира – он показал, что можно верить в добро и отстаивать его. Вообще для нашего поколения петербуржцев Тимур – культовая фигура. Он выражал дух времени.

Я часто думаю, каким бы он сейчас был – где жил, чем занимался, в чём разочаровался и т.д.

Его мама Ирина вспоминала: "Уже в 14 лет он нашёл друзей-музыкантов. У них был абсолютный пацифистский подход к жизни, и это – глубокие принципы. Он тут же, как и они, перестал есть мясо, стал вегетарианцем, не носил кожаных курток. Тимка стал одним из организаторов движения ‘Еда вместо бомб’. Они по очереди готовили еду – к кому кастрюля на неделе попадёт, тот и готовит. И каждое воскресенье кормили бездомных на Владимирской площади. Там-то их и выследили нацисты".

Несколько лет назад она сказала: "Я без Тимки как без рук".

Мир без таких, как Качарава, без души.

Александра Гармажапова

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены