Ужасно не люблю девальвацию исторических понятий - когда каждого, кто тебе не нравится, тут же обзывают фашистом, а каждого, кто тебе приятен - гением. И одна из любимых сегодняшних девальваций - поминать 37-й год, говоря о сегодняшних действиях власти.

Что можно сказать? За время "большого террора" - в пик партийных чисток в 1937-38 годах по собранным историками (возможно неполным) данным было арестовано примерно миллион триста тысяч человек, а расстреляно из них  681 692 человека. Это за год с лишним.

Ясно, что сегодняшние репрессии не достигают такого ужасающего масштаба. Сегодня не разъезжают по улицам Москвы машины с надписью "Хлеб", в которых везут очередных жертв, сегодня мы не стоим по ночам, прислушиваясь  - за нами идут или за соседом, нет описанных Юрием Трифоновым пустых подъездов в огромном Доме на набережной, где почтовые ящики были переполнены газетами - те, кто на них подписались, уже сгинули в подвалах Лубянки, а подписку-то никто не отменял… Нет вырубленных подчистую целых групп людей - скажем, партийных руководителей или армейского командования, нет бесконечных, ежедневных расстрелов, ужасающих пыток, жуткого лагерного ада…

Или есть?

Про пытки в СИЗО и колониях за последние годы было написано много, как и про кошмары, творящиеся в "местах лишения свободы" - читая про простые избиения арестованных и даже про людей, убитых полицейскими, выбивавшими у них показания, уже не удивляешься, скорее поразишься, прочитав про честного следователя и неподкупного судью - а что, так тоже бывает?

И сроки становятся все более бессмысленными и все больше напоминающих сталинские - среди всех ужасов последних приговоров, наверное, больше всех выделяется дело молодоженов из Калининграда, получивших 12 (двенадцать!!!) и 13 (тринадцать!!!) лет строгого режима за то, что просто выложили в интернете видео со своей свадьбы, на которой пьяный гость хвалился  службой в ФСБ. Ну да, при Сталине вздохнули бы - отделались всего-навсего таким сроком - не 25 лет дали и не вышку, но сама кафкианская абсурдность ситуации уж очень напоминает 37 год, когда одновременно с теми, кто действительно казался опасным отцу народов, забирали родных и близких, знакомых и соседей, или просто того, кто рассказал анекдот, или просто тех, кто был нужен для выполнения разнарядки по арестам и расстрелам.

Вообще-то, уже много похожего - пусть пока что явно в меньших размерах. Но все-таки у нас не 37-й год. Потому что у нас нет того, что было абсолютно нормальным в сталинское время, когда заштриховывали на семейных фотографиях лица арестованных, снимали фотографии маршалов, только что бывших кумирами миллионов, и делали вид, что их вообще не было, когда переходили на другую сторону, увидев жену или дочь арестованного, когда вокруг семей узников возникала жуткая пустота.

Вот этого пока нет. Пока что люди приходит к суду, где творится очередное неправое дело, и подписывают петиции с требованием отмены жутких приговоров, и не оставляют семьи, которым предстоит ждать возвращения близких еще много лет. И те пятеро, кого сегодня объявили иностранными агентами, тоже не останутся в пустоте - их друзья будут с ними, и тысячи людей будут думать о них и поддерживать их. 

Это очень мало? Наверное, - хотелось бы суметь сделать больше. Но в то же время это очень много, в этом огромная, гигантская разница между нашим временем и тем, когда страх заставлял всех молчать. Давайте не будем об этом забывать и сохраним те человеческие чувства, без которых никогда ничего не будет - любовь, дружбу, товарищество - или даже просто стремление к справедливости и желание поддержать невинно осужденных. Пока это есть - еще не все потеряно.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены