Сейчас много спорят о молодежи – почему она такая. Почему 36% россиян в возрасте от 18 до 24 лет одобряют деятельность Алексея Навального (по Левада-центру). А лишь 23% считают себя православными (по ВЦИОМу). А больше половины без осуждения относятся к представителям сексуальных меньшинств (по ФОМу), причем у нестуденческой (условно "рабоче-крестьянской") молодежи таковых 53%. Меньше, чем среди студентов (61%), но все же больше половины. И это данные за 2017 год – сейчас они, скорее всего, выше.

В охранительной субкультуре много ссылаются на "окна Овертона" - сильно искаженную теорию, пытающуюся объяснить, под действием каких факторов происходит сдвиг в общественном мнении. Конспирологическая трактовка этой теории сводится к обвинению в адрес могущественных теневых манипуляторов, продвигающих в публичное пространство свои приоритеты и заставляющих общество меняться. Но российская практика как раз иная – за последнее десятилетие много сил вложено в военно-патриотическую пропаганду – от господдержки кинофильмов до создания "Юнармии". Пропаганда же сексуальных меньшинств перекрыта – не только адресованная несовершеннолетним, но и любая, так как ее тоже может увидеть подросток. Ограничений же в продвижении православных ценностей никаких нет – напротив, они, в отличие от советского времени, поощряются.

Но, может быть, как раз в этом дело. Когда спорят о правильной молодежной госполитике, то упускают из вида, что молодежь воротит как раз от госполитики, от официоза. Когда церковь официально не одобрялась, интересоваться ею было модно. Советская власть своими преследованиями верующих обеспечила мощное ответное действие, инерции которого хватило на несколько поколений – но любая инерция рано или поздно заканчивается. Что же до сексуальных меньшинств, то "запрет пропаганды" не перекрыл доступ к ценностям глобального мира, которые куда более толерантны, чем современные российские практики. И эти практики, вполне конкурентоспособные для более старших поколений (так как они соответствуют и советским, и православным представлениям о должном), проигрывают современным глобальным трендам.

Можно, конечно, попробовать изолировать общество – но такие шаги делаются от отчаяния. "Железный занавес" не был непроницаемым (он не был большой помехой для джинсов и рок-музыки), в конце концов, рухнул – а в нынешнем мире его выстроить существенно сложнее, чем в ХХ веке.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены