В моем детстве и юности нам столько объясняли про народы Азии и Африки, стонущие под гнетом империалистов, что хотелось думать, - всё это не так. Вот в ЮАР какой-то загадочный апартеид - не очень понятно, что это, потому что эту далекую страну разоблачали как-то меньше, чем, скажем, США. Но все равно время от времени сообщали, что там творится что-то очень-очень нехорошее.Отсюда как-то сам собой делался вывод о том, что на самом-то деле там очень даже неплохо.

Вон там сколько полезных ископаемых! А алмазы одни чего стоят? Это как-то еще соединялось в голове с историями о благородных бурах, смело противостоявших в начале ХХ века англичанам, с романом Буссенара “Капитан Сорви-Голова”. В общем, можно было предположить, что у храбрых и независимых буров не такое уж плохое государство.

И там действительно жить было очень даже неплохо. Если, конечно, ты не был индийцем, и тебя, как Ганди, не выкидывали из поезда, где ты имел нахальство сесть в вагон первого класса. И уж тем более, если ты не был чернокожим. И тогда любой - абсолютно любой - белый - мог просто так приказать тебе сбегать и выполнить какое-то его поручение. А по стране - вообще-то, по своей стране - ты мог передвигаться только, если у тебя были пропуска - дававшие право приехать в город, или ночевать там, или работать. Работать, естественно, за гроши.

И, кстати, чем большую власть возвращали себе те самые благородные буры, за которых так “болел” весь мир во время англо-бурской войны, тем более ужасающими становились порядки в стране, тем более организованно и продуманно выстраивалась система апартеида, тем больше теснили тех, кто пытался хоть как-то добиться для себя человеческого существования.

Нельсон Мандела был представителем, пусть одной из младших ветвей, но все-таки королевской семьи народа хоса. При этом в детстве у него не было обуви, он далеко не сразу узнал, как надевают брюки, а одна из молодых родственниц, жаждавшая его опозорить перед девушкой, которая ему нравилась, с ехидством отмечала, что он совсем не знает, как есть ножом и вилкой, потому что привык есть руками.

Читаешь автобиографию Манделы и понимаешь, что жизнь тысяч и тысяч людей складывалась из постоянных, ежедневных унижений, ко многим из которых они вполне притерпелись и начали даже воспринимать как должное. И с удивлением видишь, как среди этих униженных, ограбленных, поставленных на колени людей, которых и людьми-то не считали, оказываются те, кто сумел выучиться и начал создавать школы для других, кто получил адвокатское звание и начал помогать тем, кто не мог за себя постоять, те, кто начали заниматься бизнесом, несмотря на все бесконечные преграды, поставленные на их пути.

Первая часть лекции о Нельсоне Манделе - это история о том, как посреди полного угнетения, нищеты и унижений появляются люди, которые начинают бороться за свои права. Как те, кого считают от природы тупыми, ленивыми, предназначенными для вечного рабства, вдруг оказываются способными читать книги, формировать политические взгляды, - и отстаивать собственное достоинство.

История Манделы невероятно трагична, но при этом она очень обнадеживает. Это история о том, что всегда, в любых условиях можно помнить, что ты человек и бороться за свободу.

О Нельсоне Манделе в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены