"Ревущие двадцатые" — это же классное время! Стриженые женщины! Платья, открывающие ДАЖЕ колени! Чарльстон! Джаз! Звяканье бокалов с коктейлями! Эмансипация! Радость жизни!!!

Вот только почему-то одна из главных, а, может, и самая главная книга про ту эпоху "Великий Гэтсби" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — совсем невеселая, несмотря на то, что в ней есть и стриженые женщины, и танцы, и звяканье бокалов. Почему-то выясняется, что никакие самые роскошные вечеринки не могут залечить внутренние раны, и уж тем более не способны принести счастье, победить одиночество и вернуть любовь.

Двадцатые годы двадцатого века, безусловно, были временем великого освобождения — и далеко не только женщин. Новые идеи, новое поведение, новые пути в искусстве — все это было, и все это составило великую славу двадцатых. Но можно посмотреть на них совсем по-другому.

Если чуть-чуть отвлечься от вида весело отплясывающих молодых людей и поставить то странное десятилетие в историческую перспективу, то становится ясно, что это не только "эпоха джаза" или "время, когда был моден чарльстон". Это послевоенное время. Годы, когда миллионы людей по всему миру в той или иной форме переживали посттравматический стресс, боролись с последствиями ранений и контузий, оплакивали потерянных близких, мучительно пытались выстроить новую жизнь.

Можно взглянуть вперед и понять — что это эпоха, когда вырастали авторитарные режимы — чтобы потом, в тридцатые годы, распустить свои ядовитые щупальца. Это ПОСЛЕвоенная эпоха, и одновременно — время ПЕРЕД новой войной.

Как все это уживалось вместе? Это ведь совершенно разные образы — юные девушки, радостно нарушающие все запреты и самозабвенно танцующие, "три товарища", безуспешно пытающиеся вписаться в послевоенную жизнь, сюрреалисты, открывающие для себя невероятные глубины человеческого подполья, воспоминания о прошедшем ужасе и предчувствие ужасов наступающих.

И это все двадцатые. Неслучайно они стали "ревущими". Только все по-разному истолковывали этот рев.

Сегодня, через сто лет, глядя из "наших" двадцатых на те, далекие, иногда думаешь, насколько же легче им жилось. А потом представишь, через что эти люди проходили, и призадумаешься…

О ревущих 20-х в новом выпуске на канале "Уроки истории с Тамарой Эйдельман".

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены