На сайте "Проза.ру" в 2021 году были размещены интересные мемуары генерал-лейтенанта Евгения Николаевича Махова.

"Проза.ру" - это площадка для неопубликованных в печатном виде текстов. Для мемуаров такой вариант – это плюс. Конечно, любому автору хотелось бы видеть свою книгу в бумажном варианте, но в этом случае активно действуют редактура или самоцензура, изымая спорное, неудобное, делая тексты приглаженными, правильными. А здесь редактора нет, самоцензура присутствует, как и в любых мемуарах, но минимально.

Генерал Махов – политработник высокого ранга. Опубликованные в интернете мемуары охватывают период с 1975 по 1991 годы, когда он служил на руководящих политических должностях в Ленинградском, Прибалтийском и Закарпатском военном округах и Группе советских войск в Германии, а затем был зампредом и и.о. председателя (после перехода Бориса Пуго на пост главы МВД СССР) Центральной контрольной комиссии (ЦКК) КПСС. Плюс есть краткое описание дальнейшей жизни генерала – как первые годы после вынужденной отставки он просто выживал, потом начал новую жизнь в качестве профессора социологии и был вынужден уйти из двух вузов, когда туда приходили ученые новой формации, с которыми советскому генералу было явно не по пути (он честно признается, что о некоторых терминах даже не слышал).

В книге множество интереснейших сюжетов о состоянии дел в Советской армии на закате существования СССР. Генерал рассказывает о том, как "воинские части, штабы, военкоматы в столичных, областных гарнизонах забиты "сынками", родственниками", а "на Дальний Восток, Забайкалье и за Урал направлялись служить обыкновенные трудяги-офицеры", о том, как "дисциплина в армии резко падала. Офицеры стали халатнее относиться к службе. Солдаты массово убегали из частей". И так далее.

Один из главных антигероев мемуаров – маршал Дмитрий Язов (причем неприязнь после 1991 года носила взаимный характер). Махов утверждает, что "выше уровня командира батальона он не поднялся по своему военному интеллекту", о том, как он умел "делать разносы, сопровождаемые оскорблениями, унижением человеческого и офицерского достоинства, угрозами, наказаниями". После очередного разноса 51-летний Махов с сердечным приступом оказался в военном госпитале, причем врачи лечили его тайно – готовился перевод в Москву, и любые сомнения в крепости здоровья могли разрушить карьеру.

Перед совещанием руководящего состава Вооруженных сил осенью 1988 года командование Прикарпатским военным округом (командующий, начальник штаба и начальник политуправления – то есть Махов) от отчаяния из-за масштабных разносов решило высказать министру всю правду. "В буквальном понимании, взбунтоваться", как эмоционально характеризует эти намерения Махов. Но первый заместитель начальника ГлавПУра предупредил министра о "бунте", и представители округа слова не получили.

В 1989 году Махова перевели в Комитет партийного контроля, потом преобразованный в ЦКК. За этот период в мемуарах есть немало интересных зарисовок. То как Михаил Горбачев выгонял с поста первого секретаря ЦК компартии РСФСР Ивана Полозкова, и тот, после диалога с взаимными обвинениями, фактически согласился на уход, но попросил помочь с квартирой, в которой ему до этого неоднократно отказывали. То как Махов сотоварищи перед самым путчем с удовольствием изгоняли из партии Александра Яковлева.

А когда ГКЧП потерпел поражение, то они же – надо сказать, без всякого удовольствия – успели до роспуска КПСС исключить и "гэкачепистов". Один из "мудрейших и толковых сотрудников" комиссии привычно нашел нужные формулировки. Сам Махов, председательствовавший на заседании, в это время тяжело переживал гибель Пуго, с которым был хорошо знаком – но формулировки в отношении его коллег поддержал. Так что потом Язов при каждой встрече припоминал ему свое исключение из партии – что, в общем, вполне объяснимо.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены