Международная практика исходит из того, что нахождение компании по одному адресу с подсанкционным лицом является красным флагом, и контрагенту требуется провести проверку, чтобы убедиться, что в действительности эта компания не действует в интересах подсанкционного лица, отмечает советник коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин. Этот алгоритм, в частности, был закреплен в рекомендациях Бюро промышленности и безопасности США (BIS), а впоследствии в регламенте BIS от 12 июня 2024 года, который внес изменения в санкционное регулирование в рамках экспортного контроля. Такие же положения содержатся и в обновленном руководстве координационного механизма G7 по контролю за исполнением санкций (Enforcement Coordination Mechanism) по предотвращению обхода санкций и правил экспортного контроля, указывает эксперт.
По данным РБК, ограничения в связи с опасениями из-за адреса регистрации для неподсанкционных компаний стали приобретать массовый характер. Со ссылкой на экспертов издание сообщает, что их вводят китайские банки, а именно Chouzhou Commercial и Bank of China.
"Мы столкнулись с тем, что один из крупнейших китайских банков внес адреса, на которые зарегистрированы санкционные компании, в черный список, что повлекло за собой ограничение использования счетов для [неподсанкционных] компаний, зарегистрированных по тому же адресу", — говорит юрист практики сопровождения международных проектов CLS Анна Долгова. Рестрикции уже коснулись гонконгских и турецких адресов, однако, скорее всего, "список юрисдикций не ограничен", предупреждает эксперт.
Информацию подтверждает и руководитель группы по работе с банками юридической компании Amond & Smith Иван Тихоненок. В черный список попал как минимум один из адресов массовой регистрации юрлиц в Турции, а также около десяти адресов в Гонконге. "В Турции "черная метка" прилетела компаниям, зарегистрированным по адресу: No: 52 Hasat Sk., Kamara Iç Kapi No: 1, Merkez Mah., Sisli, Istanbul, 34381, Turkey. В Гонконге "испорченными" оказались хорошо всем знакомые адреса — например, Room 19C Lockhart Centre 301-307, Lockhart Rd. Wan Chai, Hong Kong и ряд других", — отметил он.
Попадание адреса компании в черный список может не только повлечь сложности с бесперебойной работой счета, но и привести к его закрытию, говорит Тихоненок. "Мне известно как минимум о закрытии одного счета гонконгской компании в турецком банке Emlak Katilim, а также о ряде отклоненных платежей в китайские банки, например Chouzhou Bank, где компании-получатели оказались зарегистрированными по данным адресам", — рассказывает Тихоненок. По его словам, банку проще всего закрыть счет для компании с "черным адресом", особенно если это не вип-клиент.
Ранее Bank of China стал также чаще блокировать юаневые платежи бизнеса из стран, дружественных России, писал РБК.
Ограничения также коснулись адресов на территории России, говорит генеральный директор юридической компании "Синорусс" Сурана Раднаева. "Нам известно как минимум об одном таком случае в российской юрисдикции. Это привело к тому, что в настоящее время банк [Bank of China] проводит проверку не только адреса компании, которой не повезло иметь один и тот же адрес с подсанкционной компанией. Также проверяется ее название, вид деятельности и гендиректор. На время проверки использование счетов ограничено", — сообщает она. Осложняет ситуацию и тот факт, что некоторые попавшие под санкции компании открывали несколько юридических лиц по одному адресу, в одном здании, добавляет Раднаева.
Как полагает Долгова, помочь может смена адреса регистрации. С ней солидарен Донченко. "Как раз сейчас меняем адрес для одного нашего клиента", — делится он.
В то же время смена адреса регистрации не всегда может быть удачным решением в сложившейся ситуации, считает Кузьмин. "Во-первых, это не всегда может быть коммерчески обоснованно, например, когда адрес регистрации должен подтверждаться реальным присутствием, то есть такая смена адреса потребует фактического переезда офиса. Во-вторых, если допустить, что компания действительно имеет связь с подсанкционным лицом, то смена адреса никаким образом ее не устранит, а потому нельзя исключать, что банк не уберет компанию из черного списка", — рассуждает он.
Банки зачастую перегружены объемом запросов, и разбирательство может затянуться. Сохранение и дальнейшая работа по счету во многом зависят от риск-политики конкретного банка, считает Тихоненок. В нынешних условиях бизнесменам стоит заранее проверять своих "соседей" по юридическому адресу, отмечает Раднаева.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter