Дипотношения были установлены 8 апреля 1992 года. Базовым документом является Договор о дружбе и сотрудничестве от 23 апреля 2002 года, который заменил Договор от 31 июля 1992 года.

В газовых отношениях Москвы и Ашхабада с 1993 года наступил кризисный период, когда "Газпром" блокировал туркменский газ, что сказалось отрицательно на общем уровне контактов двух стран.

К 2000 году была создана определенная международно-правовая база отношений. В мае 2000 года Владимир Путин совершил поездку в Туркмению. Идея строительства альтернативного газового трубопровода через Афганистан оказалась для России рискованной. Кроме того, Туркмения ежегодно теряла миллиарды долларов, не имея возможности сбывать газ в Россию и на европейские рынки. Уже в 2000 году была снята "газовая блокада", и Россия сделала значительные закупки. Это прямым образом сказалось на торговле, которая в 2000 году составляла 1 млрд 300 тыс долларов по сравнению с 210,8 млн долларов за 1999 год.

В 2001-2002 годах товарооборот вновь сократился, составив всего 178 млн долларов. Причиной такого сокращения явилось отсутствие стратегических документов, которые бы четко регулировали бизнес на длительный период времени. Отрицательно действовали и некоторые субъективные факторы, связанные с настроениями туркменского лидера.

В январе 2002 года Москву посетил Ниязов. Выявились серьезные расхождения по ценам за туркменский газ, которые предлагали стороны в ходе переговоров. Ценовой компромисс не был достигнут.

На саммите стран Каспийского региона, проходившем в Ашхабаде в апреле 2002 года, Путин и Ниязов сделали еще один шаг вперед, подписав договор на 10 лет "О дружбе и сотрудничестве", в котором, в частности, говорилось о желании сторон развивать совместную переработку, транспортировку и реализацию углеводородного сырья.

В апреле 2003 года было заключено 25-летнее соглашение между дочерней структурой "Газпрома" ООО "Газэкспорт" и "Туркменнефтегазом". Договор составлен таким образом, что объемы покупаемого газа будут постепенно расти. Туркменистан обязался до 2028 года поставить в Россию 2 трл кубометров природного газа. Была оговорена примерная схема закупок "Газпромом" туркменского газа: в 2004 году – 5-6 млрд кубометров, в 2007 – 60-70 млрд кубометров, а в 2009 – 70-80 млрд кубометров. Ниязов тогда пошел на уступки "Газпрому" в вопросах о цене за газ и форме оплаты.

Значение этого договора для России неоднозначно. С одной стороны, учитывая тот факт, что цены на туркменский газ в два раза ниже мировых, можно заключить, что контракт более чем выгоден. Однако, с другой стороны, возникает вопрос о том, не ущемляет ли этот договор политические интересы России и сможет ли Туркмения выполнить взятые на себя обязательства.

Стоит отметить, что одновременно с подписанием контракта с "Газпромом" Туркмения отменила действие соглашения о двойном гражданстве с Россией. Правозащитники расценили это решение как "продажу" Москвой 120 тысяч собственных граждан, проживающих в Туркмении. Кроме того, неясно, хватит ли Туркмении газа для обслуживания всех заключенных контрактов. За 2003 год стране удалось добыть 60 млрд кубометров голубого топлива. Для внутреннего пользования Ашхабад оставил лишь 10 млрд, остальное было продано Украине, России и Ирану. Таким образом, возможность выполнения Туркменистаном своих обязательств можно поставить под сомнение, так как помимо "Газпрома" есть 10-летнее соглашение с "Итерой" на поставку с 2004 года 10 млрд кубометров газа ежегодно, а также планируется продолжать сотрудничество с Ираном до 2018 года.

На трехсторонних переговорах весной 2003 года Сапармурат Ниязов предложил Украине и России построить новый Прикаспийский газопровод мощностью 30 млрд кубометров газа в год и стоимостью более 1 млрд долларов, который пройдет по территории Туркмении, Казахстана и России. Этот шаг также косвенно подтвердил то обстоятельство, что у Туркмении есть проблемы с выполнением взятых на себя обязательств.

Во время первого визита Гурбангулы Бердымухамедова в Россию 24 апреля 2007 года Путин предложил Бердымухамедову модернизировать ныне действующую ветку газопровода Средняя Азия-Центр, а также создать ветку через Казахстан в направлении России по восточному берегу Каспия.

Документ о строительстве прикаспийского трубопровода был подписан 14 мая 2007 года (Россия, Туркменистан, Казахстан). Однако президент Туркменистана Бердымухамедов заявил, что строительство транскаспийского трубопровода с повестки дня не снят.

По итогам переговоров 14 августа руководство ТНК-BP и ЛУКОЙЛА объявило о своей заинтересованности в работе на территории Туркмении. Переговоры с топ-менеджерами вел Гурбангулы Бердымухамедов.

23 ноября 2007 в Ашхабаде состоялись переговоры между президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и председателем правительства Российской Федерации Виктором Зубковым. В числе важнейших направлений туркмено-российского сотрудничества — стратегическая для обеих стран топливно-энергетическая сфера. В этой связи стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в продвижении проекта строительства прикаспийского газопровода и модернизации действующей трубопроводной системы. Реализация проекта начнется во второй половине 2008 года, большая роль здесь отводится крупным российским компаниям.

26 ноября стало известно, что Туркмения собирается повысить цены на газ для "Газпрома" как минимум на 30 процентов уже в следующем году, сообщил председатель правления газовой монополии Алексей Миллер по итогам российско-туркменских переговоров в Ашхабаде.

Нынешняя цена туркменского газа для "Газпрома" — 100 долларов за 1000 кубометров — на три года зафиксирована в соглашении, которое действует до конца 2009 года. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов еще в сентябре заявил о желании пересмотреть этот документ.

Материал подготовил Александр Швед.